13 правил хорошего подкаста от Лики Кремер

В чём принципиальная разница между подкастом и радиопередачей и почему так важно определиться с форматом рассказала Лика Кремер, основатель студии подкастов «Либо/Либо».

Вы слушаете подкасты и хотите придумать свой? У вас уже есть идея, но вы не понимаете, что делать дальше? Эти правила помогут отличить хорошую задумку от плохой и создать собственное шоу.

1. Не пытайтесь сделать радиопрограмму

Радиопрограммы вы часто начинаете слушать с середины, с момента, когда сели в машину или зашли домой. Поэтому радио разговаривает со всеми сразу, его задача — захватить внимание проходящего мимо человека. Подкаст человек выбирает осознанно и всегда слушает с самого начала. Поэтому ваша цель — не докричаться, а выстроить доверительные отношения.

2. Составьте хороший питч

Питч — это два-три предложения, объясняющие суть проекта. Ответьте на вопросы: о чём история и в чём история?

Вот ответы на эти вопросы на примере подкаста Serial. Это история о чём? О повторном расследовании убийства, случившегося много лет назад. В чём история? Старшеклассника Аднана Сайеда осудили за убийство бывшей девушки, но он не признаёт свою вину. Журналистка Сара Кёниг решает выяснить: что, если убийца не он?

Третий важный вопрос: почему это подкаст, а не видео или текст? Сформулируйте ответ в двух предложениях, а потом спросите себя: вы бы стали это слушать? Точно? Проверьте на пяти друзьях, мнению которых вы доверяете. Хороший выпуск подкаста легко пересказать другу за ужином.

3. Определитесь с форматом

Хороший подкаст — это ясная идея и понятные правила от выпуска к выпуску. Например, есть подкаст 99% Invisible, который рассказывает об окружающем нас дизайне. Каждая из серий посвящена определённой узкой теме, например соломинкам для коктейлей.

Ответьте себе на вопрос: что именно вы делаете в каждом выпуске? Это интервью, монолог, репортаж, расследование или разговор трёх друзей? О чём? По каким правилам? Тема одна или их несколько? У вас есть рубрики? Какая у них продолжительность?

4. Подумайте, что можно сделать, слушая ваш подкаст

За то время, что человек слушает подкаст, он должен успеть что-то сделать: доехать от дома до работы, навести порядок в шкафу, пробежать 5 км на беговой дорожке или погулять с собакой. Поэтому идеальная продолжительность подкаста — от 20 до 40 минут.

5. Добавьте событий

В хорошем подкасте всегда что-то происходит прямо при слушателе. Если это интервью, гость должен вспомнить или сформулировать что-то, чего не говорил раньше, задуматься, отвечая на ваш вопрос, смутиться, рассмеяться — мы должны узнать о нём что-то новое (о нём, не о вас!). Если это реалити-шоу, дайте возможность послушать, как что-то происходит в настоящей жизни: вы бежите от дома до бомбоубежища, убеждаете инвестора дать вам денег, просите прощения у бабушки.

6. Будьте заинтересованы

Если у вас разговорный подкаст, то соведущий — ваш единомышленник и подельник. Это не значит, что вы во всём согласны: иногда даже лучше, если есть о чём поспорить. Но вам должно быть интересно вместе. Если это подкаст-расследование, ваша главная амбиция — докопаться до правды, найти ответы на волнующие вас вопросы, разобраться и рассказать (а лучше — дать послушать), как вы это делали.

7. Описывайте происходящее

Хороший подкаст — очень визуальная штука. Это кино для ушей. Слушатель представляет, как выглядят герои и где они находятся. Помогайте ему в этом, описывайте жесты и мимику собеседника, если это репортаж, рассказывайте, где вы, что происходит вокруг, какая погода, как выглядят люди рядом с вами.

8. Позаботьтесь о качестве звука

Подкаст можно записывать и на смартфон, но вас должно быть слышно. Говорите в микрофон, убирайте посторонние шумы при монтаже, убирайте то, что произнесено неразборчиво. Если это важные слова героя, пересказывайте. Слушателю должно быть понятно, что происходит.

Избегайте резких, неприятных звуков. Подкасты чаще всего слушают в наушниках, помните об этом. Если есть возможность, купите пару хороших микрофонов, например Rode PodMic или Zoom H1.

9. Монтируйте

Вам кажется, что вы сократили всё, что возможно? А вот этот рассказ, не имеющий отношения к делу и не добавляющий ничего к истории, не раскрывающий героя, который вам просто жалко вырезать? А эта шутка, понятная только вам? Переслушайте критично! Или попросите кого-то поработать «вторым ухом». Оставляйте только самое важное — то, что работает на историю. Снова слушайте и снова монтируйте.

10. Выпускайте подкаст регулярно

По подсчётам Pacific Content, 12% подкастов перестают выходить после первого эпизода.

Помните, что подкаст собирает аудиторию постепенно. О нём должны узнать, к нему должны привыкнуть. Поэтому выпуски стоит публиковать в один и тот же день, в одно и то же время.

11. Не любуйтесь собой

Привлечь к себе внимание — не лучшая причина делать подкаст. Миром управляют люди, которые хорошо рассказывают. Чтобы было что рассказать, включайте любопытство, ищите героев и истории.

12. Публикуйте и продвигайте везде, где возможно

Всё готово, но теперь нужно, чтобы вас услышали. То есть вам предстоит опубликовать и распространить аудиофайл. Хороший подкаст легко найти, он есть во всех приложениях для подкастов, на всех платформах и во всех соцсетях. Для этого вам нужно выбрать платформу для публикации, например, бесплатные Anchor и ВКонтакте или платные Libsyn и Simplecast.

Чтобы опубликовать подкаст, вам нужна обложка с иконкой и названием. На картинке не должно быть мелких деталей: она обязана считываться в небольшом размере, на телефоне — помните об этом!

13. Рассказывайте о своём подкасте

Хороший подкаст собирает вокруг себя сообщество единомышленников. Возможно, сначала совсем небольшое — ваших подписчиков в соцсетях, друзей и близких. Выпустили подкаст — расскажите об этом людям! Если ваш проект хороший, сообщество будет расти. А если вас никто не слушает, остановитесь и перечитайте статью с начала.

ИСТОЧНИК: Lifehacker

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Больше интересных новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайся!

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о