Актер Евгений Меньшов: Раньше на ТВ зрителя уважали, а не вытягивали из него любым способом рейтинг

В эфире [радио КП] побывал знаменитый артист вместе со своей супругой. Выпуск от 2012-05-29 21:06:00. Ведущий: Елена Афонина.

В студии радио КП актер театра и кино, народный артист России Евгений Меньшов и его супруга телеведущая Ольга Грозная рассказывают ведущей Елене Афониной, как вместе квасят капусту и моют посуду.

Афонина:

— То, что вы пара, известно абсолютно всем, вы этого не скрываете.

Меньшов:

— Я не понимаю, почему скрывать надо. Мы официально муж и жена.

Афонина:

— Говорят, вы женились тайно?

Меньшов:

— Мы женились тайно? Мы отмечали в ресторане «Прага».

Грозная:

— Где море знаменитых людей, все известные.

Меньшов:

— Лёва Лещенко пел для нас.

Грозная:

— Марк Борисович Варшавер, который на днях получил орден за «Заслуги перед Отечеством».

Меньшов:

— Генеральный директор «Ленкома», наш друг тоже был. Алексей Пиманов был нашим свидетелем. Наш друг, первый заместитель главного редактора «Московского комсомольца» горько кричал.

Грозная:

— Борис Грачевский. Там столько было людей.

Меньшов:

— Тут никакой тайны нет. Наоборот вся эта свадьба была напечатана в «Семи днях», чего мы очень не хотели. Но, к сожалению, без нашего согласия это все произошло. Может быть, поэтому тайна? Нет, для людей, это не тайна. Для тех, кто интересуется нашей жизнью, нашим творчеством, тоже не тайна.

Афонина:

— Можно ли сказать про вашу пару, что вы странно встретились?

Грозная:

— Конечно, нет. Когда люди встречаются по работе, это само собой разумеющееся, потому что надо было вести презентацию, юбилей банка. Поскольку мы могли это делать, то мы и встретились на этой самой почве, что мы могли это сделать хорошо, вот и все.

Меньшов:

— Я помню, это был большой зал «Метрополь», 1997 год. Я делал эту презентацию целиком, как сценарист, как режиссер-постановщик и как ведущий. Мне надо было выбрать телеведущую. Я видел «Времечко» по телевидению, это была тогда одна из самых популярных программ. Причем, в прямом эфире, это настолько сложно, настолько ответственно. Все ведущие были хороши, но лучше всех была, конечно, Ольга Грозная. Мне она так нравилась, и не только как женщина, девушка, но и как профессионал. Она настолько лихо завоевывала сердца огромной телевизионной аудитории, что естественно, когда встал вопрос, кто будет моей партнершей на презентации этого банка, конечно, я попросил, чтобы пригласили Ольгу. Я понимал, что она очень и очень занята, она нарасхват везде. Тем не менее, оказалось, что она в этот вечер свободна, и она дала согласие.

Грозная:

— Ничего подобного. Я провела программу и полетела на эфир, с чувством выполненного долга.

Афонина:

— Тогда получается, что это служебный роман?

Меньшов:

— У нас не было романа. Это были чисто партнерские отношения. Поскольку мне с Олей было комфортно работать профессионально, я в то время был женат, а Оля замужем, мы встречались только как партнеры по работе. К юбилею генеральной Прокуратуры я тоже делал концерт в Кремле и в «России», юбилей у пограничных войск. Я приглашал Олю на особенно ответственные и особенно важные мероприятия.

Грозная:

— Это были просто партнерские отношения и больше ничего.

Афонина:

— А когда искра-то пробежала?

Меньшов:

-Была огромная симпатия к ней.

Грозная:

— Искра пролетела только после того, как мы были оба одни, только тогда, когда мы могли что-то себе позволить. А это произошло через 10 лет.

Меньшов:

— То есть, позволить своим чувствам раскрыться, вот и все, а так нет.

Афонина:

— Считается, что в любой паре есть ведущий, есть ведомый. Такое распределение ролей вы поддерживаете, или в вашей семье все иначе?

Меньшов:

— Здесь Оля. Несмотря на то, что я упертый и упрямый, потому что под знаком Скорпиона родился. Тем не менее, я в каких-то вопросах, достаточно сложных, серьезных, когда надо принимать ответственное решение прислушиваюсь к Леле и чувствую ее женскую интуицию, ее вкус.

Грозная:

— Это, что касается творческих вопросов, ты прислушиваешься к моему мнению.

Меньшов:

— Не только творческих, и жизненных тоже. У тебя есть интуиция удивительная.

Грозная:

— Все-таки больше к творческим советам прислушиваешься, в этих вопросах, я главенствующее лицо. Я в жизни столько не стояла у плиты и не занималась хозяйством с той поры, как мы познакомились с Женей. Вот это патриархат в чистом виде, я вообще не знала, что так может быть, и я никогда в жизни не думала, что такая расстановка сил и вещей может быть со мной. То есть, мы, когда приходим откуда-то, я на автомате меняю тапочки и иду прямиком к плите. То есть, представить 10 лет себя в этой роли и что я на это способна, и что мне это нравится. Иногда, я как восточная женщина накрываю ужин и сижу, просто смотрю и любуюсь, даже не принимаю участия в трапезе.

Меньшов:

— Это правда. Иногда я ужинаю, или обедаю и вдруг ловлю взгляд на себе. Сидит рядом Оля за нашим большим столом в гостиной и смотрит на меня. Спрашиваю, чего ты так смотришь, а она отвечает: Любуюсь, как ты ешь. Это дорого стоит.

Грозная:

— В этом вопросе у нас патриархат. Здесь Женя главный.

Афонина:

— Об устройстве быта. Без этого семья невозможна, какие бы творческие люди не были, все равно ясно, что они возвращаются домой. Понятно, что это должен быть общий дом, а когда большая история, когда был свой дом у каждого и он был устроен по-своему. Как преодолеть груз старых привычек, каких-то старых наросших отношений, как все это заново выстраивать? Как вам это удавалось, как вам сейчас это удается?

Грозная:

— На самом деле, было очень легко, потому что Женя очень деликатный человек. Таких деликатных людей, я не то, что не видела, я не знала, что это может быть, потому что, берем элементарный пример, кулинарию. Я когда пришла в дом, я готовила геркулесовую кашу и по старой привычке насыпаю туда песок. Смотрю, Женя сидит и что-то не то, он же не может сказать, Оля не надо класть песок, насыпь соль. То есть, до такой степени деликатный. Когда я вижу раз такое лицо, два, то я потом уже понимаю, что надо сделать немножко по-иному. Поэтому никто ничего не диктовал, какой-то свой старый груз, никто ничего из старой жизни не приносил. Например, если Женя в духе, слава Богу, что в духе он бывает часто, мы приходим, и в четыре руки делаем котлеты. Это так быстро, это так вкусно. Мы дома делаем все вместе, он пылесосит, я мою полы, просто у каждого свой фронт работы. У нас это распределено.

Меньшов:

— Мы вместе делаем котлеты, и открою вам секрет, мы вместе уже 4-й год вместе квасим капусту на даче. Она получается фантастической вкусноты.

Грозная:

— Женя покупал газеты в Союзпечати, у нас есть своя продавщица, и она ему жаловалась, что у нее мама делает капусту 4-й год подряд, и она у нее не получается. Женя похвастался, что у нас всегда получается, и мы готовы давать советы. Берем большой бак, в ноябре я звоню маме и спрашиваю, как там у нас с Луной. Она говорит, на такой-то Луне, такого-то числа вы должны приступить к своим обязанностям. Мы едем на рынок, покупаем определенный сорт капусты.

Меньшов:

— Покупаем кочаны определенного размера, определенного сорта.

Грозная:

— Мы купили специальную терку, чтобы все было аккуратно и красиво.

Меньшов:

— Я в начале 3 года, просто сносил все себе пальцы. Слава богу, зажили.

Грозная:

— Короче говоря, когда все делаешь вместе дома, это настолько быстро, легко и приятно. Словом, быт у нас дома не давит. Его нет, мы на подхвате друг друга заменяем. Для нас быт, что называется, прошел мимо.

Меньшов:

— Тяжести быта совершенно нет, это все как-то легко. Причем, Оля нашла такую форму, она говорит: «А вот сейчас тебе доверяется помыть посуду». Смотрю, а там гора посуды. Я ей говорю: «Лелечка, любимая, спасибо за доверие», и начинаю всю эту гору мыть. Представляете, какое у нее настроение после этого.

Афонина:

— Нужно очень быть мудрой женщиной, чтобы так умело и красиво давать мужчине понять, что эту обязанность он должен выполнить. То есть, это становится для него не обязанностью, а это же удовольствие доставить удовольствие любимой женщине.

Грозная:

— Конечно.

Афонина:

— Ольга, тогда получается, вы отступили от своего принципа, в котором признавались еще с детства, у вас он был — делай сам. Вы давно отказались от этого, или он все-таки присутствует в жизни?

Грозная:

— Вы знаете, откуда у меня взялся этот девиз? Действительно, по жизни я старалась все делать сама, но, я его услышала, когда умер мой любимый певец Фреди Меркури. Вот он старался по жизни все делать сам. Я тоже обрадовалась, что иду на правильной ноте с правильными людьми. Но, хочу сказать, что не отказывалась никогда и до сих пор я не отказываюсь, потому что, все, что я могу, я действительно, делаю сама. Даже наш последний ремонт, я красила стены, я приклеивала мозаику. Когда я училась в 9-10 классе, у нас был УПК, где нас учили на штукатура, маляра и плиточника. Поэтому я могу легко красить, приклеивать обои, это моя основная специальность очередная. Я все делаю, вплоть до ремонта. Зимой я люблю ковры вынести и со снегом почистить. То есть, на работу ты ходишь сам, пишешь тексты сам. Когда я снимала репортажи, я их монтировала сама, потому что когда вы доверяете видеоинженеру, теряются нюансы, теряется качество. Он, конечно, наберет видео на то, что вы озвучили на эти 1,5-2 минуты, но это не тот градус. Мне всегда было очень жалко, поэтому, все, что я могла, любая профессия, любой фронт работы делала сама, и считаю, что это правильно. Мне в радость такая постановка вопроса, никогда не в тягость. Быть чьей-то женой, или просто радоваться чьим-то успехам, мне всегда казалось это мало. Потому что жизнь должна быть яркой и насыщенной. Ты должен что-то делать полезное людям, чтобы было вспомнить что тебе, и чтобы людям было приятно с тобой общаться.

Афонина:

— Евгений Александрович, тот девиз, который Ольга считает правильным и в профессиональной жизни, в первую очередь, и вообще по жизни – делай сам, он к вам относится? Вы можете про себя сказать тоже, проще сделать самому, или, может быть, качественнее самому, чем доверить это профессионалам, как в быту, так и в творчестве? Вы, как мужчина, какой позиции придерживаетесь?

Меньшов:

— Я рано потерял отца, но мама, я помню, мне говорила, что лучше тебя самого никто за тебя не сделает. Я понимаю, это видимо то, к чему я склонен. Я всегда обожал лошадей, с детства ездил в деревню, я скакал без седла круглые сутки по полям, по лесам. Потом на съемках 10-серийного фильма «Петр Великий» американской компании NBC, я играл Апраксина. Я там практически провел роль все время на коне. Мне это пригодилось. Я просто вскочил. Там была масса каскадеров, у каждого нашего героя были дублеры. Я это делал без дублеров, я летал и по снегу. Была зима, тогда Петр был с великим посольством в Германии, а Софья интриговала, его сестра, здесь со стрельцами. Там был такой эпизод, мы снимали под Суздалем, снега было очень много, деревья в снегу, я вез донесение от Петра к князю Долгорукому. И вот, на нас напали, с деревьев посыпались переодетые стрельцы, Софьины люди, сподвижники. Погибли все мои люди, и я на этом коне, тяжеленный пистолет, огромный, того времени, по настоящему заряженный. Я отстреливаюсь одной рукой, и в это время конь делает свечку и потом вылетает на заснеженное белое поле. У меня такой черный камзол, черный плащ, черная треугольная с белым шляпа, и вот это все летит. Оператор был Виторио Стораро, это дважды оскароносец. Естественно, там надо было во время какой-то битвы, Петр наблюдает за тем, что происходит. И мы, военачальники, Апраксин адмирал, крупный военачальник….. Второй немецкий актер Хельмат Грин, он Меньщикова играл. Он должен по ранжиру первым подлететь к Петру. Нас за какую-то скирду поставили, ракета, и мы вылетаем на лошадях и все мчимся. С нами еще и каскадеры, которые переодеты в тех актеров, которые не умеют скакать на лошадях. И мы, летим, и вдруг я только даю шпоры, и она у меня пошла. Я подлетаю к Петру, его играл Максимилиан Шелл, я подлетаю первым с той точки, с которой нужно, останавливаюсь. Он смотрит на меня и ждет как бы Меньщикова, потому что диалог с Меньщиковым должен идти у него. А я стою здесь на лошади и говорю: «Сир, я здесь». Режиссер Чемский говорит: «Стоп». Говорит Хельмату: «Это ты должен первым подъехать». Один дубль, второй, третий, а он все говорил: «Лошадь плохая». То есть, он все время приходил вторым. Я все равно лечу первый опять. Потом режиссер плюнул, текст Меньщикова отдает мне, и я докладываю Петру. Это вошло в картину.

Грозная:

— Вот что такое сделай сам по-Меньшовски.

Меньшов:

— Сделай сам себя.

Афонина:

— То в чем вы разбираетесь оба, это, конечно, профессионализм ведущих. Опыт работы на телевидении у вас огромный. Понятно, что за теми процессами, которые происходят на телеканалах, вы следите как профессионалы. То, что сейчас происходит на различных телеканалах, вас, как профессионалов, в первую очередь, и как зрителей, во вторую, устраивает?

Грозная:

— Вы знаете, мы практически телевизор не смотрим, потому что есть вещи, которые ты не можешь изменить. Ты видишь, что это не так, то не так, постоянно говорить это отрицательное и дома переживать, создавать отрицательное поле, мы не хотим. Поэтому, телевидение для нас, это просмотр какого-то хорошего кино. В основном, свелось к этому.

Меньшов:

— Да, наверное, есть с чем сравнивать мне. Все-таки мы с Линой Вовк как ведущие фестиваля начали снимать «Песню года» в 1988 году. Это было Советское время еще, и отношение к своей профессии было совсем другое, и отношение к зрителю было другое. Зрителя уважали, а не вытаскивали, вытягивали из него любым способом рейтинг. Для того, чтобы достичь высокого рейтинга, оказывается любые средства возможны, даже нарушение каких-то моральных устоев, нравственных устоев. Я считаю, что человек должен держаться этих устоев, иначе мы скатимся вообще до скотства до какого-то в погоне за рейтингами. И, к сожалению, этим занимаются многие, многие каналы. Хотя, то, что делает Константин Львович Эрнст на «Первом канале», это весьма достойно. Бывает и у него тоже, рейтинг — это все. Но, у них хорошее документальное кино. У них хороший вкус к художественному кино, особенно, к западному кино. Они умеют покупать те ленты, которые, действительно, составляют какую-то художественную ценность. Я знаю, что Константин Львович очень любит кино, он фанат кино, и понимает. Это очень, очень важно. А допустим, «Россия 1» уже как бы копирует. Вы обратили внимание, что если на «Первом канале» выходит какая-то программа удачно, они тут же моментально, в контр программирование делают это, считая, что они сделают лучше. Но, к сожалению, пока этого еще не получается. Я могу сравнивать, когда любым способом ради рейтинга мы готовы делать все что угодно, лишь бы получить рейтинг, я считаю, что это основная беда сегодняшнего телевидения.

Афонина:

— Вопрос про импровизацию, это тоже очень важный момент. Вы Евгений Александрович, и вы Ольга ведущие различных мероприятий, в том числе весьма высокого уровня. Сейчас, когда мы говорим о мероприятиях, которые показывают телеканалы, то там импровизация, такое ощущение, чем острее, чем скандальнее, чем ярче, тем она больше приветствуется. Скандал с Ксенией Собчак обсуждали абсолютно все. Насколько импровизация позволительна в различных мероприятиях, и насколько она была позволительна в тех программах, в которых участвовали вы? Я говорю о «Времечке» и о «Песне года».

Грозная:

— Здесь же даже дело не в импровизации. У нас была команда людей. Я не знаю, как Малкин нас всех собрал, но, у нас было поставлено во главу угла, что мы должны были все помочь простым людям. Это не было чем-то наносным, или мы только в программе посидели, покривлялись и ушли. Мы ездили на съемки сюжетов. Я могу легко перечислить, сколько я поснимала: коммунальный службы, лифты и т.д. Я считала, что должна это сделать, если я могу как-то чем-то помочь людям. У нас изнутри были убеждения, помочь людям, мы были на это заряжены. Если у нас была импровизация, она рождалась только из этой рождающейся боли. Нам человек звонит, а у нас был прямой эфир, у нас были реальные звонки. Мы слушали, говорили, отвечали. То есть, импровизация была вся натуральная, пронизанная болью и ответственностью за людей. Сейчас я такого на телевидении не вижу. В принципе, не вижу, ни боли, ни сострадания, ни реального участия, ни реальной помощи. Поэтому, наша импровизация была, без этого было нельзя, это была норма, это было обязательное условие.

Меньшов:

— Насчет импровизации, я думаю, что импровизация у ведущих вполне возможна. Если ты ведешь не один, а в паре с партнером, это обязательно должен быть какой-то контакт, даже конфликтик какой-то. Допустим, мы с Линой придумали себе некие маски. Я иронизировал над ней постоянно, она была безумно наивная, обижалась на какие-то шутки, а потом мы вместе хохотали. Это зависело от тех текстов, которые писали, но они не были необходимостью, что мы должны только это произносить. Но, все импровизации, они были в рамках этого фестиваля, этого жанра. Я же не говорил: «Долой Ельцина. Он обещал лечь на рельсы, а не лег». Это не то, что не глупо, это ужасно. Вот в рамках своего жанра, пожалуйста, импровизируй, а иначе это получается какой-то вызов. Непрофессионализм. Всему свое время и место. Если у тебя существует какое-то ток шоу, в ток шоу обязательно обозначают тему, в рамках этой темы, ради бога, пожалуйста. Ставь острые вопросы, импровизируй. Дело касается твоего вкуса, твоего образования, твоей культуры такта и не только со зрителем, даже с тем с кем ты полемизируешь, обязательно должно быть уважение. А как иначе?!

Афонина?

— Как в личной жизни, так и в профессии есть, наверное, время романтики. Сейчас, по-вашему, какое время, чье время?

Меньшов:

— Сейчас время не романтичное, это однозначно. Сейчас время прагматичное. Хотя, прагматизм в хорошем смысле слова, он тоже необходим, нужен. У нас, куда ни возьми, куда ни кинь, везде все пошло, по-другому я не могу сказать.

Афонина:

— Но, вы-то романтики?

Меньшов:

— Так у нас другая закваска. Меня воспитывали другие педагоги, у нас школа другая была, а не вот это пресловутое ЕГЭ. У нас в школе-студии МХАТа с первого по третий курс преподавал русский и литературу Абрам Александрович Белкин. Великий педагог и великий знаток русской литературы, он был специалист по Достоевскому в большой Советской энциклопедии. Он был потрясающий, я его никогда не забуду. Он нас заставлял говорить не просто о том, что образ князя Мышкина, такой-то, такой-то, хрестоматийное высказывание вызубривать, брать из критики и т.д. Нет, он заставлял высказывать свое отношение, к этому характеру, к этим конфликтам, которые были заложены Достоевским. Я помню, на экзаменах билетов не было, он просто спрашивал: «Что ты читал из Достоевского?» Все говорили «Братья Карамазовы», потому что это большая литература, философская, глубочайшая. Ну, хорошо, образ такой-то. Я выхожу отвечать, он задает один вопрос: «А с кем из мировой литературы, из женских литературных персонажей сравнили бы образ Грушеньки?». А черт его знает, я думал, думал, потом вдруг вспоминаю, я недавно прочитал Мопассана «Пышку». Я возьми и брякни, мне показалось, что очень схожие характеры, схожие образы. Я говорю: «Мопасановская Пышка». «Все, пять, идите, до свидания». Больше ни о чем не стал спрашивать, и в зачетку мне поставил пять. Он понимал, что помимо того, что у меня что-то начинает вращаться, тяжело эти колесики начинают вращаться, размышлений, сравнений, что я помимо Достоевского еще прочитал и Мопассана, и это для него было достаточно. А сейчас ЕГЭ. Это можно сравнить? Нет.

Афонина:

— В вашей семье, романтики вы, или нет в личных отношениях?

Грозная:

— В нашей семье, да, потому что, как сказал Женя, мы другой закваски, поэтому нам в кайф эти отношения. Мы иначе не можем, иначе не получится. Мы просто так созданы, воспитаны, наше убеждение, вот туда куда-то, отдать, что-то сделать, помочь. Поэтому, как-то легко получаются романтические отношения.

Меньшов:

— Но, как в любой семье, они не постоянны. Мы где-то можем и обидеться друг на друга. Но, когда происходит быстрое примирение, я от этого получаю огромное удовольствие. Мне приятно безумно восстановить те прежние отношения, которые у нас были до недопонимания. Мало ли что в семье бывает, бывает и сковородками бьют по голове. У нас, естественно, этого не происходит. Есть к чему стремиться (смеется) — добраться до сковородки. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавлен: 29.05.2012 18:05:00
avatar
  Подписаться  
Уведомлять о