Дом Стахеева: Как хозяин особняка совершил сделку с Дзержинским и стал прообразом Кисы Воробьянинова

Продолжаем открывать московские тайны вместе с РАДИО «Комсомольская правда» [аудио]. Выпуск от 2015-11-05 11:32:00. Ведущий: Наталия Андреассен.

Андреассен:

— Здравствуйте. Это «Москва таинственная». У микрофона Наталья Андреассен. И, как обычно в это время, отправляемся на прогулку по какому-нибудь таинственному маршруту. На данный момент предлагаю вам посетить особняк на Новой Басманной, дом 14, особняк Стахеева. Если набор этих слов вам не совсем понятен, то теперь попытайтесь вспомнить, как вы 100 тысяч раз ходили в сад им. Баумана мимо огромного особняка. Это он самый и есть. Кстати, сад им. Баумана – это бывшая территория, которая принадлежала Стахееву, крупному меценату, большому транжире. Ну а какие тайны хранит этот самый особняк, мы об этом поговорим с гидом общества пеших прогулок «МоскваХод» Алексеем Дедушкиным.

Дедушкин:

— Да, особняк интереснейший, о нем стоит поговорить. Во-первых, сам особняк необыкновенно красив, великолепные интерьеры. Не очень легко попасть, но, в общем-то, можно. В этом особняке снималось несколько передач «Битвы экстрасенсов». И с этим особняком связана тайна.

Если говорить о Стахееве, то представитель старинного купеческого рода елабужских купцов Николай Дмитриевич Стахеев в конце XIX века перебирается из Елабуги в Москву. А это и правда одна из богатейших фамилий (списки «Форбс» составлялись и в начале ХХ века тоже). Так вот, по данным «Форбс», Стахеевы входили в двадцатку самых богатых людей Российской империи на дореволюционные годы, на начало ХХ века. Акциями торгового дома Стахеевых владел сам Николай II. Это была серьезная и стабильная фирма.

Михаил ФРОЛОВ
Перед особняком сохранилась часть сада. Другая часть — нынешний сад им. Баумана. Когда-то тоже был стахеевским.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Николай Дмитриевич перебирается в Москву, он начинает скупать владения, в основном в центре Москвы (особенно он Мясницкую полюбил). И на месте приобретенных земель ли, особняков ли старых он начинает строить доходные дома. В основном их архитектор — Бугровский. У каждой уважающей себя купеческой семьи были свои, назовем их так, придворные архитекторы, которые для них строили. Для Бахрушиных строил Гиппиус, для Морозовых строил Шехтель, Клейн, для Третьяковых – Каминский, для Рябушинских – Шехтель. Для Стахеева строил архитектор Бугровский. Это доходные дома. Кстати, многие из них вы знаете. Тот же самый магазин с «Библио Глобусом» на первом этаже. Это тоже стахеевский дом.

Но мы все же вернемся с вами на Новую Басманную, в особняк стахеевский с великолепной абсолютно отделкой покоев. Мода конца XIX – начала ХХ века из интерьеров создавать настоящую энциклопедию мировой архитектуры. Одна комната в классическом стиле отстроена, другая может быть в египетском или в барочном стиле. Какая-нибудь мавританская курительная, которые порой даже устраивались в домах старообрядцев, которые сами-то не курили. И, конечно, готические интерьеры — готика, неоготика стала очень популярна в интерьерах, в конце XIX – начале ХХ века. Именно такие интерьеры и создает для Стахеева Бугровский вместе со скульптором Гладковым.

Стахеев, мало того, что человек очень богатый, но еще и азартный, очень любил играть. Легенда семейная гласит, что когда он приезжал в Монте-Карло, то на бирже акции всех игровых заведений, казино взлетали вверх. Семейная легенда – 15 миллионов золотом проиграл в какой-то раз в Монте-Карло. Это гигантская сумма по тем временам.

Андреассен:

— Поэтому и уехал  вначале века за границу — играть?

Дедушкин:

— Да, еще перед Первой мировой войной Стахеев уезжает за границу, там хорошо, там Монте-Карло рядом, там играть можно. А у себя дома устраивает целый ряд тайников, где золото, бриллианты и прячет. Дом сдает. Кстати, в этом доме жила очень известная в Москве дама, жена Саввы Тимофеевича Морозова – Зинаида Морозова. На тот момент она уже была Зинаидой Рейнбот после третьего замужества, выйдя замуж за генерала Рейнбота. И они как раз и жили, по крайней мере, в 15-16-м году, в этом особняке. А в 1916-м году в особняк залезли воры и похитили на 300 рублей из кабинета генерала, мужа Зинаиды.

Михаил ФРОЛОВ
В этом особняке какое-то время жила и экс-жена Саввы Морозова. И не знала, какие тайники хранит дом.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

— А искали те самые тайники?

Дедушкин:

— Нет, про эти тайники никто не знал. Просто залезли грабители. Грабить они пришли Рейнбота. А про тайники все узнают чуть позже. Уже революция, никаких Рейнботов и Морозовых в этом особняке нет, в равной степени нет и Стахеева – он за границей. Ну, поиздержался, в Монте-Карло столько играть тяжеловато. И тогда он решает вернуться в Россию. В соответствии с легендой он возвращается в 1918-м году в Москву, в советскую Россию, навещает свой особняк на Новой Басманной улице, беспрепятственно в него попадает. Вскрывает несколько своих тайников, достает ценности, беспрепятственно покидает здание, но на улице ему не везет. Ему навстречу – красногвардейский патруль. И кто-то его опознает в лицо. Соответственно, он был задержан, доставлен на Лубянку, допрашивал его лично Дзержинский. И вот в соответствии с этим преданием считается, что Стахеев предложил Дзержинскому сделку. Он раскрывает все свои тайники, ничего не надо ломать, ничего не пропадет, но его за это беспрепятственно отпускают за границу или не репрессируют и выплачивают ему пенсию при условии, если он остается жить в советской Москве.

Сделка состоялась. Но, поскольку он умер все же в Париже, значит, уехал. Договорились, значит.

Андреассен:

— То есть деньги, видимо, были все-таки хорошие.

Дедушкин:

— Да, деньги там были большие. На эти деньги смогли построить Дом культуры железнодорожников на площади трех вокзалов, на Комсомольской площади. Это как раз на эти деньги.

Михаил ФРОЛОВ
Дом внешне украшен очень изысканно. Можно только представить, какой он внутри!
Фото: Михаил ФРОЛОВ

Андреассен:

— Это мне напоминает сюжет «Двенадцати стульев»…

Дедушкин:

— Да. Говорят, один из тайников был устроен в сиденье кресла. Это стало известно писателю Катаеву. Но, видимо, не его формат. Поэтому он своему брату Петрову, компаньону литературному Ильфа, предложил: хороший сюжет, напишите роман. Роман по этому сюжету, но, естественно, с серьезными изменениями и был написан. А Николай Дмитриевич Стахеев является прототипом Кисы Воробьянинова. В произведении есть все — и кресло, в котором был тайник, и построенное здание ДК железнодорожников. Но неизвестно, насколько это все правда.

Андреассен:

— А мне нравится эта легенда. Мне кажется, что все так и было.

Дедушкин:

— Мне тоже нравится.

Андреассен:

— Слушайте, в саду имени Баумана грот сохранился.

Дедушкин:

— Да. Но тут я бы не сказал, что какие-то легенды можно с этим гротом, кроме того, что долгие годы в советские времена там пивная находилась. Очень популярная, надо сказать.

Андреассен:

— Да, там действительно уютно.

Дедушкин:

— Там еще был чудесный фонтанчик – девушка с лебедем, по ступеням стекала вода, из клюва птицы эта вода вытекала. Очень было симпатично. Я даже не уследил, когда он исчез, видимо, то ли в 80-е, то ли в самом начале 90-х.

Андреассен:

— В самом начале вы сказали, что довольно сложно попасть в этот дом. А почему? Сейчас он принадлежит РЖД, там находится Центральный дом детей железнодорожников. Там кружки какие-то, секции.

Дедушкин:

— Кружки, конечно, не в этих исторических красивых комнатах. Кружки — в стороне.

Андреассен:

— А как в красивые исторические попасть?

Дедушкин:

— Я знаю, что туда периодически проводятся экскурсии. Если не ошибаюсь, под эгидой Департамента культурного наследия города Москвы. Там бывают еще концерты. Но это надо ловить момент.

Андреассен:

— Я думаю, оно того стоит – последить за этим.

Дедушкин:

— Да. Это и правда один из интереснейших домов в плане интерьеров.

Андреассен:

— Даже если вы не сможете попасть в этот дом, по крайней мере, погулять вокруг него и полюбоваться, послушать и другие истории вы всегда сможете, зайдя на сайт «МоскваХода» и выбрав подходящую для себя экскурсию на ближайшие выходные.

Михаил ФРОЛОВ
Вход в особняк, конечно, есть, но в эксклюзивные интерьеры попасть может не всякий.
Фото: Михаил ФРОЛОВ

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Добавлен: 05.11.2015 08:11:00
avatar
  Подписаться  
Уведомлять о