Как Mubert стал современным Шубертом

Музыкальное оформление – непростой момент для большинства подкастов. Особенно когда все, что нужно, уже придумано, обсуждено и записано. Поиск музыки, особенно подходящей под настроение, доступной для использования и, желательно, бесплатной, может серьезно подпортить желание работать. Одни авторы пытаются сочинять самостоятельно, другие нанимают композиторов или саунддизайнеров, а третьи и вовсе спорят, нужна ли музыка в подкастах в принципе.

Но не стоит забывать, что на дворе как-никак XXI век, и даже простым смертным доступны нейросети, роботы и прочие сервисы, готовые работать за нас! Один из таких – талантливый парень Муберт, а точнее Mubert – сервис генеративной музыки. Редакция PodFM.ru решила пообщаться с его создателем и генеральным директором проекта Алексеем Кочетковым и выяснить все о диджитал-композиторе новой эры.

Алексей Кочетков
 Алексей Кочетков

— Название Mubert – что это значит?

— Это ничего не значит. Это имя. Если помните, когда создавали искусственный интеллект, ему дали очеловеченное имя. То есть немножко напоминающее человеческое – чисто музыкально, но при этом ненастоящее.

— Расскажи об истории его создания.

— Так вышло, что я получил два образования одновременно – техническое и музыкальное, но начал заниматься креативом. При этом продакшн никогда не отставал, и я занимался софтом, изучал, что как работает в креативных агентствах. Много с кем поработал, с большими клиентами. И к моменту, когда пришла большая идея в голову – а она пришла внезапно, – был достаточный скилл для того, чтобы эту идею размотать. Как человеку, который и музыкой занимался, и программированием, мне получилось придумать какой-то прототип дизайнерский, который сохранил в себе стиль до сих пор. Все это позволило участвовать в создании небольшой команды. Но мне кажется, что на начальном этапе создания любых стартапов всегда важен только один скилл: чтобы ты мог на «ты» общаться с каждым членом своей команды.

— Если мы все правильно понимаем, вы создали нейросеть, которая пишет электронную музыку на основе загруженных образцов?

— Все верно, только если не применять здесь термин «нейросеть». Потому что это не она создает музыку – она занимается анализом и какими-то параллельными вещами. Нейросеть – это просто алгоритм, который упрощает процессы. Мы создали комплексные алгоритмы, в которые мы загружаем свою собственную базу сэмплов, и даем каждому артисту возможность с этим поэкспериментировать.

— Как ты относишься к генерируемой музыке? Можно ли называть ее творчеством?

— Скорее это утилитарная вещь для фоновой работы. Потому что там нет артистов, нет четкости, когда ты приходишь за чем-то, что ты уже слышал до этого. Просто включаешь и занимаешься чем-то. Вот мы сидим, работаем целый день, и ни разу не думаем о том, когда переключить и что поискать в плане музыки.

Но. Мы создали платформу для музыкантов и открыли доступ, чтобы все они могли загружать свои звуки, чтобы с помощью Mubert создавать свои генеративные стримы. Вот это уже творческая часть. Потому что к нам иногда заходят очень странные люди с очень странными музыкальными инструментами и создают настоящий андерграунд, крайне необычную, экспериментальную музыку. И сейчас у нас уже набрано очень большое количество такого материала. Порядка двух тысяч музыкантов работают с этой системой, из них, может быть, около ста – это четкие экспериментальные ноунеймы, которых мы начинаем добавлять в приложение.

Я сам делал сэмплы для Mubert – пытался немножко сломать правила. Записывал аналоговые музыкальные инструменты, даже специально портил звук, и алгоритм выдавал бесконечные треки, но с моим собственным звучанием. То есть, загрузив какое-то количество сэмплов, я на выходе получаю свой бесконечный трек. Я выхожу из лупа. Это еще один творческий момент. У музыкантов есть такое понятие – войти в луп. Когда тебе понравился какой-то отрезок музыки, и тебе она настолько нравится, что ты сидишь и весь вечер ее слушаешь, и даже продолжать что-то творить больше не хочешь. А Mubert – это выход из лупа, потому что ты можешь загрузить сэмпл, он начинает играть и дает тебе дополнительный толчок, чтобы начать что-то новое, отталкиваясь от него.

— Вы бы хотели патентовать свою музыку?

— Мы так и делаем, конечно. В душе мы, разумеется, либертарианцы, но вынуждены работать в очень жестком поле с очень жесткими правилами. Потому что, если мы этого не будем делать, нашу музыку будут лицензировать и продавать другие. И мы уже ничего не сможем с ними сделать.

— То есть теоретически вы можете предъявлять претензии тем, кто использует вашу музыку без одобрения?

— Скажем так, тем людям или компаниям, которым нужна такая музыка, мы можем, помимо самого трека, предоставить все юридические лицензии. С их помощью они смогут доказать кому угодно, что используют эту музыку легально. Это справедливо и для той же рекламы, и для больших телепрограмм, аудиопередач.

Рынок авторского права сейчас очень сильно растет. Поэтому – хочешь не хочешь – нужно искать какое-то решение. Обращаться к нашим лейблам за какими-то треками – это, во-первых, дорого, во-вторых, неудобно для каких-то больших компаний и стартапов, которым нужна определенная музыка или просто трек.

— А как ты думаешь, может ли искусственный интеллект стать таким же артистом, как современные исполнители – с альбомами, концертами и, может быть, менеджерами, которые на нем зарабатывают?

— Если создавать такой алгоритм, я бы лично сделал ему несколько правил. В первую очередь он должен быть смертным. Потом, нужен большой коэффициент лени, чтобы из него было трудно получать треки. Чтобы он мог бухать, ссориться с кем-то… (смеется) Потому что именно это делает артиста артистом, а не его музыка. Если бы этого не было, мы бы сейчас не слушали так группу «Кино» или Курта Кобейна. Нам нужна личность, которая поступает нестандартно – так, как нам хотелось бы поступать, но где-то на подсознании. Люди стесняются об этом думать, но не стесняются вдохновляться этим, восхищаться.

Если говорить об этом как об искусстве: есть же сейчас нейросети, рисующие картины. В моем понимании такие картины нужно брать, печатать, продавать… и удалять код. Вот тогда это будет настоящее искусство. Потому что повторить этот код будет практически нереально. Нужно набрать абсолютно идентичный дата-сет, абсолютно идентичный код, посадить тех же самых программистов и натравить исходную модель, чтобы сделать точно такую же картину. А пока это лежит в свободном доступе – это не искусство, это ***** (ерунда) собачья.

— Заинтересован ли Mubert в сотрудничестве с подкаст-индустрией?

— Мы об этом думаем. Нас интересует складывающийся тренд – причем не столько с точки зрения подкастов. Главное, чтобы это был не тренд сам в себе, когда подкастеры делают контент для подкастеров, все друг друга слушают, и все так и остается. Как сейчас с Instagram-масками вышло: собрались креаторы, начали креативить, создавать маски, и теперь этим контентом пользуются… только креаторы масок. Потому что большинству людей их супернавороченные маски кажутся довольно странными для простого использования, и обычный народ продолжает использовать Instagram-овские.

— А какие услуги может Mubert предоставить подкастерам?

— Есть несколько вариантов. Во-первых, это зависит от того, что именно спрашивают – например, у композитора. Кто-то говорит: дай мне легкую музыку, кто-то дает референс, кто-то рассказывает про нарратив и дает его как техзадание. И музыкант уже что-то сам из себя изображает. Здесь же все зависит от того, какую задачу мы решаем. Пока что мы точно понимаем, что сейчас не полезем в синематик-темы, когда ты скармливаешь Mubert какую-то историю, и на основе этого он делает какой-то трек. Это слишком трудно. Нам проще предоставить рандом, выдающий 15-секундные кусочки, один из которых покажется клиенту классным. Можно начать с такого и дальше развивать это направление.

Второй вопрос: в каком виде можно все это предоставлять? И вот здесь мы более-менее пришли к какому-то одинаковому ответу. У нас есть 15-секундки, есть интро и аутро, есть джинглы и есть простая фоновая музыка. Поэтому будем разговаривать с подкастерами, понимать их потребности, и если им действительно это нужно, то будем делать какие-то решения.

— А есть уже примеры такого взаимодействия?

— В свое время к нам пришли PwC (PricewaterhouseCoopers) и сказали: дайте нам мелодии на джинглы, чтобы мы могли выбрать. Мы просто  нажали на кнопку и отдали некоторое количество мелодий. А потом услышали их подкаст, где они одну мелодию используют как джингл, а остальные – как перебивки между мнениями. И мы подумали: это же прикольно, отличное применение! Ведь они не могут просто взять музыку где-то из интернета, им нужно обязательно получить лицензию. Потому что у PwC чуть ли не целое здание занимают риск-менеджеры, которые постоянно предупреждают о проблемах, связанных со всем этим. Тогда мы и подумали, почему бы не попробовать сделать из этого сервис?

— Нужна ли музыка подкастам?

— Недавно услышал, что большинство подкастеров записываются на тишине, потому что им хочется избавиться от радийности. Таким образом они пытаются выдавать подкасты как подачу чистой мысли. Хотя, мое мнение – музыка нужна. И я даже тестировал с одним проектом интересным в Америке эту тему. Там появился новый сервис, ему можно дать текст, и он его запишет. Я просто брал этот начитанный машиной текст и включал под эмбиент. Так вот, он просто втаскивает, прямо тебе в душу это кладет! Этот эмбиент дает какую-то альтернативную вещь, настроение, как будто с тобой какой-то мудрец разговаривает, а не машина.

В другой момент жизни делал еще один сервис, где можно было вставить любую ссылку, он откидывал все ненужное, брал только текст и роботским голосом читал его под эмбиент. Это был первый прототип автоаудиокниги. Меняются стандартные мелодии, под которые все будет прикольно звучать, и даже робот читает эти книги как будто с выражением. Как я только недавно узнал, записать аудиокнигу – большая работа. Это долго, это дорого, и не все паблишменты на это идут. А здесь можно собрать такой лайфхак. Но мы так и не поняли, будут ли за это платить и нужно ли это кому-нибудь в принципе. Так что сначала нужно все изучать, как-то не хочется проделать столько работы, чтобы потом оказаться перед рынком, в котором стоит один одинокий японец. Кстати, так нам и завещали, когда мы только выпустили Mubert.

— А музыку Mubert можно скачать?

— Пока нельзя, потому что просто не было такого запроса. Хотя сейчас он, возможно, появится. И вообще, думаю, появится спрос на нормальный подкастерский софт. Насколько я знаю, авторы сейчас сидят в этих душных музыкальных программах, в которые достаточно просто зайти – хреново становится, хуже фотошопа! В них тяжко, как в видеоредакторе. Я помню, когда эти редакторы только появлялись, где мы изучали 3D-программы, это был просто вынос башки… А потом кто-то сделал видеоредактор, который дает тебе с телефона клип снять – TikTok. Так и тут.

Мне кажется, есть саунддизайнер, он пишет музыку к фильму, создает оформление для аудиокниги, и так далее. А есть Mubert, и он пишет музыку для массы. Для людей, которые думают, что они снимают фильм или пишут книгу. Как Instagram делает фильтры для тех, кто думает, что они фотографы. Как TikTok делает музыкальное видео для тех, кто думает, что они звезды.

— Что самого интересного есть у подкаст-индустрии, чего нет у других?

— Поймал себя на мысли, что прослушал несколько подкастов, пока работал. Уши ведь всегда свободны, и их нужно чем-то занять. Сейчас большинство сидят и болтают целыми днями, есть такая тенденция. Но сидеть в офисе и постоянно болтать – это анриал, по крайней мере, для меня. Мне кажется, подкасты – это для тех, кто что-то делает. А людей, которым есть что делать, пока они слушают, не так много. Большинство пользователей хочет отвлекаться, смотреть на что-то. Неважно, на что – главное смотреть. Например, просмотр интервью – это же очень тупо: сидит чувак, камера переключилась на другого, и так все время. А у подкастов аудитория крутая! И это нужно учитывать в том, что и как рекламировать через этот подкаст. Это рынок продуктивности, и отношения с такими, как мы, нужно выстраивать на этой самой продуктивности.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Больше интересных новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайся!

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о