Как сделать, продвигать и монетизировать подкаст

Подкаст — интересный формат потребления развлекательного и образовательного контента, который отлично монетизируется за рубежом. Но как делать бизнес в отсутствие потребителя? — Подкасты на русском языке слушает катастрофически мало людей.

Статья посвящена недавней встрече подкастеров, которая прошла в конце сентября в стенах Британской Высшей Школе Дизайна. Приглашенными гостями стали Лика Кремер (студия «Либо/либо»), Всеволод Бойко (подкаст «8 историй из 90-х») и Тимур Сейфельмлюков («Завтракаст»).

В ходе вечера обсуждались проблемы, с которыми сталкиваются начинающие подкастеры, и в целом, сложности продвижения подкастов в России. Также спикеры поделились лайфхаками и хитростями, которые помогают им получать прибыль за производимый контент.

Недавно мы с Павлом Ярцом решили создать свой подкаст — «Дизайн Прост», поэтому тема его развития и продвижения для нас, сами понимаете, весьма актуальна. Наш подкаст посвящен “дизайну для людей” и Digital сфере в целом, личной мотивации, и, конечно, проблемам, с которыми сталкиваются начинающие дизайнеры.

Подробнее о становлении нашего подкаста можно почитать в недавно вышедшей статье, где я рассказываю о подкасте, как о новом, уникальном виде потребления контента.

Всеволод Бойко. Нарративные подкасты

Всеволод рассказал про то, как организовывать нарративные подкасты. Но перед тем, как я поделюсь с вами его докладом, давайте определим, что такое “нарратив”.

Обычно, это всякие аудиоспектакли, документальные рассказы, детективные расследования и много всего ещё, что лично я не всегда могу даже нормально категоризировать.

Как правило, там есть один основной ведущий(диктор), кто проводит нас через ту или иную историю. Иногда только он, но часто присутствуют и другие действующие лица. Все это окрашено достаточно сложным звуковым дизайном

Когда вы лишь задумались о том, чтобы начать делать свой подкаст, вам следует задаться следующими вопросами:

  • Что вы делаете ?
  • Как вы это делаете ?
  • Для кого ?
  • Какой ценой ?
  • Зачем ?

Контент должен быть уникальным. Если вы вздумали делать свой авторский контент, нужно будет ответить на уникальные для общества вопросы, определить сверхзадачу.

Какой ценой?
Подумайте, на какие жертвы вы готовы пойти своего подкаста? Готовы ли вы тратить время, силы и деньги? Готовы вы ли в реальности воплощать вашу идею в жизнь? Есть ли у вас жена, дети? — Если вы планируете заниматься этим всерьез, то пришло самое время предупредить их об этом.

Подкаст «8 историй из 90-х» первоначально планировался как подкаст о вещах, но потом превратился в подкаст о людях.Все пошло не так , потому что мы не правильно ответили на вопрос что и как.

Этапы:

  1. Планирование
    Бизнес-план, цели, стратегия, ответы на вопросы, приведенные выше.
  2. Бенчмаркинг
    Провести “ресерч” и посмотреть, кто делится здравым контентом в той области области, о которой вы планируете вещать.
  3. Команда
    Не работайте в одиночку — работать одному не только тяжело, но и неправильно: на первых порах вам, как минимум, будет не к кому обратиться за комментариями и обратной связью. Распределите роли в команде правильным образом. Если есть человек который очень хорошо монтирует, не делайте его мыслителем и оратором. Рано или поздно в команде возникнут конфликты: например, монтажер захочет стать мыслителем. Нужно быть готовым к разрешению этих и других проблем.
  4. Техника
    Чем вы будете записывать? Где вы будете записывать?Тестируйте оборудование, на которое будете писать выпуск — звук имеет огромное значение. Лучше подстраховаться и обложиться микрофонами со всех сторон, чтобы быть максимально уверенным, что проделанная работа не пойдет “в стол”.
  5. Планируйте выпуск:
  • Изучите героя
  • Обязательно составьте план интервью, а также подготовьте вопросы, которые хотите задать
  • Задайте эти вопросы
  • Получите необходимые ответы — нередко бывают ситуации, когда гость старается уйти от ряда вопросов, посчитав их неудобными.
  • Пишите все, поскольку все самое интересное происходит, когда микрофон выключен. Чем раньше вы его включите и чем позже выключите, тем больше живой фактуры получите по итогу.

Пост-продакшн

  • Составьте списки материалов
  • Сделайте атрибуты архивов
  • Отсортируйте все по папкам

Приведите в порядок свой архив, создайте списки материалов и структурируйте все, что записали. Подпишите названия файлов и характеристики, которые вам необходимы — тогда по прошествии времени вам будет легко найти необходимый материал.

Начитка
Найдите баланс между бюрократическим языком и разговорным сленгом. Избегайте слов «типа, ну, вот, в натуре». Необходимо правильно свести материал — лучше доверьте это тому, кто умеет.

Распространение
Обдумайте, что будет вокруг вашего звука — речь идет про картинку/обложку и описание к выпуску. Какая площадка для вас приоритетна? Подумайте над дистрибуцией. Решите, в какое время вы будете выпускать подкаст. Например, если вы выпускаете подкаст «Колыбельная», вряд ли вы захотите выпускать его утром в понедельник. Логичнее было бы публиковать его каждый день в 8 вечера, чтобы родители могли включать его своим деткам перед сном.

Лика Кремер. Продвижение, работа с сообществом

Лика Кремер CEO студии «Либо либо» поделилась практическими советами по продвижению своего подкаста, но перед этим ответила на некоторые вопросы аудитории.

Как понять интересна ли тема вашего подкаста?

Если вы понимаете, что способны рассказать то, что больше никто не расскажет, и это будет вызывать живой интерес, тогда это будет востребовано.

Если вы нашли героя, которому вы сами сопереживаете, ваши слушатели будут сопереживать вместе с вами.

Саспенс — это состояние тревожного ожидания. Включает в себя и любопытство, и беспокойство.

Режиссер монтажа — это ваш полноценный партнер. Он не тупо монтирует, а думает вместе с вами. Монтаж — это не техническая работа, монтажер — ваш коллега и единомышленник.

С чего начинается подкаст ?

Подкаст начинается с хорошей идеи. Чтобы проверить, что идея рабочая, надо:

  1. Описать ее в двух простых предложениях;
  2. Запитчить 10 друзьям;
  3. Придумать поэпизодный план на 10 первых выпусков

Если вы хорошо написали концепт, то знаете, что будет в последующих десяти выпусках

Далее необходимо записать хотя бы 3 первых выпуска. Подкаст должен выходить регулярно хотя бы раз в 2 недели. Никто не знает, что случится, когда вы будете выпускать четвертый и пятый — вдруг возникнет простой? — Поэтому вам нужен небольшой запас времени.

После того как вы смонтировали 3 эпизода, пришло время придумать хорошую обложку к своим эпизодам. Обложка должна быть с хорошо узнаваемой яркой фигурой, ее должно быть видно издалека. Нужно помнить о том, что обложку будет не такой крупной на экране телефона, поэтому нужна узнаваемая форма.

Нужно придумать внятное название эпизода и емкое описание. Недавно Apple запустил поиск по полю описания, чтобы оно индексировалось. Поэтому подумайте о том, по каким словам будут искать ваш подкаст.

Нужно придумать внятное название эпизода и емкое описание. Недавно Apple запустил поиск по полю описания, чтобы оно индексировалось. Поэтому подумайте о том, по каким словам будут искать ваш подкаст.

Выбор платформы

Вам необходимо сгенерировать RSS-поток, чтобы отправлять этот код автоматически на все площадки. Но лучше зайти и удостовериться, съели ли его платформы.

На каких площадках размещать? Чем больше — тем лучше, но основные:

Партнерство

После размещения, вам необходимо задаться следующими вопросами:

  • Как распространять?
  • Кто ваша группа поддержки?
  • Как сформировать привязанность?
  • Как собирать обратную связь?

Проблема просветительства
Важно донести до людей важность слушать подкасты. Сейчас подкасты только набирают обороты на территории РФ, поэтому многим приходиться все объяснять на пальцах. Я встречаюсь с людьми и они спрашивают «Что такое подкасты?» Важно донести до людей важность слушать подкасты.

Объединяться друг с другом
Если вы знаете того, кто также делает подкаст для схожей аудитории, договаривайтесь о сотрудничестве. Ассоциация из 5 -10 подкастов может рекламировать подкасты друг друга. Таким образом будет проще продвигаться и работать с рекламодателями. Вместе можно прийти и сказать: «У нас есть вот такая большая аудитория, мы дадим вам большой охват»

Партнерство с радиостанциями
Это может показаться старомодным и нелепым как рекламировать Youtube на Тв, но аудитория радио — это те, кто привыкли слушать аудио-контент, не выбирая.

Лайфхаки

Первый 8 недель после запуска Apple подкидывает вас в рейтинге. Они делают это искусственно, давая вам приоритет — пользуйтесь этим, поскольку вас увидит больше людей. Первые 8 выпусков должны быть особенно клевыми.

Что делать в первые 8 недель?

Группа поддержки
Соберите группу поддержки, чтобы они написали первые отзывы. Пользуйтесь своим окружением. Оставляйте отзывы друг другу, окружите себя единомышленниками.

Отзывы
Говорите своим слушателям, что вам нужна поддержка. Попросите их зайти и поставить лайк, написать отзыв. С помощью рейтинга и отзывов ваш канал станет еще популярней.

Базы данных
Если вы уже медиа или, например, популярный инстаграмер, пользуйтесь любой базой данных, которая у вас есть. Говорите всем друзьям и знакомым о том, что вы сделали подкаст

Интересный контент
Сделайте графическую цитату из вашего выпуска и опубликуйте ее на Facebook.

Срач
Рассказывайте про вашу внутреннюю кухню, бэкстейдж — это будет хорошим толчком к привлечению аудитории.

Партнерство
Найдите партнеров, которые вас упомянут, напишут в телеге или позовут вас в свой подкаст, дружите с коллегами

Вырабатывайте привычку
Поймите, когда люди слушают подкаст. Например, когда гуляют с собакой или чистят зубы, укладывают детей спать или готовят ужин. Встраивайтесь в их жизнь. Пусть ваш подкаст будет такой длины, за которое что-то можно сделать.

Кросс-промо
Обменивайтесь джинглами с подкастами с похожей аудиторией.

Зовите известных людей
Ищите способы приводить “громкие” имена в ваш подкаст — это сильно мотивирует аудиторию слушать ваш очередной выпуск.

Анализируйте
Если у вас на 21-ой минуте упала аудитория, то значит вы что-то сделали не так. Apple статистика дает процент дослушиваний. Если у вас этот процент меньше 80% то думайте, что именно с вашим подкастом не так — возможно, он слишком длинный.

Как завлечь аудиторию?
Важны первые 60 секунд. В 15 словах расскажите о том, почему ваша идея необычная и не такая, как у соседа. Объясните, что будет происходит в ближайшие полчаса. Расскажите план дальнейшего повествования в выпуске.Много важной информации нужно успеть рассказать в начале. Иногда на эти разъяснения уходит более 5-ти минут, и люди “отваливаются”. Можно пускать небольшой спойлер самого интересного в выпуске в начале эфира.

Тимур Сейфельмлюков. Монетизация

Расскажите про себя слушателям. Они должны воспринимать вас как неотъемлемую часть своей жизни.

Хорошо, когда в шоу есть разные мнения. Есть тема, когда второй ведущий играет роль “дурачка” специально. Он берет и говорит, «я не согласен», транслируя вовсе не свое мнение — это делается ради “шоу”.

У медали две стороны, потому что одни будут вас любить и уважать, другие будут несогласны и говорить, что вы уроды

Те платформы, где можно оставлять отзывы, нужно нещадно “подтирать” и удалять негативные отзывы. Так как подкаст — новый формат и люди не понимают, что это такое, приходит большая аудитория новых людей. Когда они приходят впервые, то сразу сталкиваются с негативными отзывами.

Новая аудитория видит, что вы сделали что то не так, что-то неправильно сказали — итогом становится то, что они вас даже не послушают. Хорошо, если люди будут приходить к вам и видеть неплохие отзывы, а также достаточно конструктивную критику.

Отзывы
Просите оставляйте хорошие отзывы, ваши выпуски будут лучше ранжироваться в лентах. Например в Apple iTunes, чем больше вы получаете отзывов и оценок за единицу времени, тем быстрее вы вываливаетесь в топы.

Подборки
Пытайтесь добиваться хороших публикаций о вас. Если кто-то публикует подборки подкастов, например, журналы или интернет-сайты — не забудьте попросить, чтобы они включили вас в следующую, скорее всего попытка увенчается успехом. В эти подборки лучше попадать, ведь они дают очень хороший приток аудитории, которая будет слушать вас и далее

Воспитание
Обязательно учите аудиторию говорить с вами и держать обратную связь. Если у них что-то наболело или что-то их побеспокоило, пусть обязательно об этом напишут . Был случай, когда нам написали письмо следующего содержания:

Вы понимаете что это настоящие живые люди и вот она ваша живая аудитория.

Помощь
Работайте с вашей core-аудиторией. Получаете от них прямой “фидбэк”. Эти люди, которые пойдут за вас горой и всегда помогут.Их можно попросить о чем угодно. Не стесняйтесь просить помощи у ваших самых преданных слушателей, это действительно важно.

Уникальный контент
Размещайте фирменные внутренние мемы в ваших соц сетях. Придумайте их, ведь наверняка при записи выпусков происходит какая-то дичь. Они становятся стилем жизни вашей аудитории и являются способом их привлечения.

Митапы
Как только аудитория начинает собираться все больше и больше, необходимо поддерживать физический контакт.

Стримы — это сложность
Потому что все происходит в прямом эфире. Ведь в записи можно уточнить что-то или вставить кусок.

  • Запись в дискорд
  • Собрать картинку на OPS
  • Транслировать в Twitch

Вы получаете лояльную аудиторию, которая отличается от вашей аудитории в подкастах. Потом эти люди начинают “донатить”. Зачитывайте интересные шутки или просто имена — это очень хорошо помогает монетизировать подкаст дальше.

100–150 тысяч рублей в месяц можно легко зарабатывать на стримах.

Краудфандинг
Patreon умеет формировать индивидуальную ленту подкастов. Не заводите его сразу и относитесь с большим уважением к вашей аудитории. Не обещайте того, чего не можете сделать.

Посыл для аудитории: «Если не будет “Патреона”, мы не сможем больше этим заниматься. Не будет его — мы сгорим» Что давать ? Эксклюзивный контент, специальные выпуски, смешные эпизоды, или можно выкладывать некоторые выпуски чуть раньше. Надо донести до аудитории, что вы не можете делать это бесплатно.

Донаты
Нужно завоевать доверие и завоевать core-аудиторию. 5000 прослушиваний на выпуск — это некая психологическая отметка.

Поблагодарите людей, которые “задонатили” вам деньги — некоторым этого достаточно чтобы платить вам. Заработайте доверие аудитории. Для того, чтобы задуматься о монетизации, ваша core-аудитория должна быть минимум 50 человек.

В Patreon можно скрыть, какое количество денег вам заносят. Если за 2 недели или месяц вы набрали всего 150 долларов — это мало. Когда другие пользователи будут заходить, они будут думать: “Зачем мне им платить, если другие этого не делают?”. Вам, по-хорошему, нужно набрать хотя бы 500 долларов за пару недель — в этом случае можно оставить статистику.

В дальнейшем можно будет давать какой-то мерч за самый большой донат, проводить конкурсы, раздавать призы или что-то другое.

Таких людей (core- аудиторию) надо очень ценить, ведь они платят не за Apple music не за Google подкасты, а за ваш маленький подкастик. Нужно относиться к ним по-человечески и очень дружелюбно.

Донаты. Что заходит

  • Донаты-шутки — Если вы зачитали какие-то классные штуки, которые вам пишут
  • Донаты-войны- Был выпуск, когда мы шутили про Стива Джобса и Билла Гейста. Люди начали писать от лица этих миллионеров
  • Голосование
  • Пьяные донаты — В Корее очень популярны стримы, где люди просто едят. Очень много одиноких людей, которые приходят домой вечером, ставят планшет, начинают есть и думают что люди в экране едят вместе с ними.

Бывает так, что мы задерживаем свои стримы, и нам приходят сотни фоток холодильников с бухлом и вопросами «как так-то?»

Начинайте стримить когда у вас есть 5000–6000 тысяч прослушиваний, чтобы ваша аудитория на стримах была хотя бы 50 человек. Бывали случаи когда за один раз нам кидали 100–150к рублей.

У девушек есть преимущество — они собирают аудиторию намного больше, так как на Twich очень много мужчин, Это просто факт, поэтому, когда ты мужик все происходит чуть сложнее.

Реклама
Хороша, но непостоянна. Самая сложная вещь, когда у вас независимый подкаст. Будет непросто связаться с рекламодателями, поскольку они не совсем понимают, зачем эти подкасты нужны, как измерить конверсию… Нужно понимать, какая у вас аудитория, чтобы было легче общаться с рекламодателями. Тут легче подкастам с узкой аудиторией, нишевым.

Бартер
Многие компании идут на то чтобы менять их товары на рекламу. Тоже неплохо, ведь упомянув в подкасте рекламодателя, к нему могут обращаться спустя полгода-год. Нужно убедить рекламодателей, что это гипер лояльная аудитория, а также уникальный формат, благодаря которым можно продать все. Нужно говорить, что ни в одном рекламном формате такого нет.

Итоги:

  • Ваша аудитория — это ваш ресурс
  • Но этот ресурс — не обычные люди. Относитесь к ним по-человечески
  • Делайте подкаст с душой
  • Сделайте подкаст таким, чтобы люди ждали каждого выпуска, а когда его нет — расстраивались
  • Используйте максимум каналов взаимодействия с аудиторией

ИСТОЧНИК: VC

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Больше интересных новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайся!

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о