podcast_image

Вечерний Хасидус. Эмшех «Самех-Вов» (תרס"ו).

Изучается эмшех (серия майморим) пятого Любавического Ребе, Ребе Рашаба «Самех-Вов» (תרס»ו). Обычно уроки выходят дважды в неделю.

Принципиально ничего не редактируется. Как записалось, так и вывешиваю.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Владелец: Shmuel Sominski
Выходит c 13.08.2013
Последний выпуск от 22.04.2018

Выпуски (275)

«Самех-Вов». Маймор «Ахарей Авайе...» [07]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...ויש בזה» в конце 12 строки снизу с.328, до слов «...'מצד התקשרותו לה' כו» в начале 12 строки сверху следующей страницы. (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • Помимо вышесказанного, есть и «притягательная сила» со стороны Бесконечного Света, который «раскрывает себя своим верным рабам (читай: рабам2)». • Возможно, раб2 — это раб-вельможа. Хоть и не сын, но он постигает... Король ему раскрывается... — Благодаря чему, вельможа обретает любовь и привязанность к Королю (совсем иного качества, чем может быть у далекого от Короля простолюдина), — вплоть до самопожертвования. • (Итог). В достижении этой привязанности сочетаются сближение-раскрытие со стороны верха и сближение с его стороны, обеспечиваемое его способностью к постижению господина. • То же происходит с душами «עובדי הוי"ה», обладающих раскрытием Бесконечного света. • Таким раскрытием они обладают, поскольку, одеваясь в тело и животную душу, не спустились так низко, не имеют такого тесного отношения к материальности, как более низкие души БЕ"А. (Хоть и не вполне оторваны от материального, в отличие от душ Ацилус). — В связи с этим, свет их души не так скрыт, и основное их занятие — познание Б-га. — Из этого естественно следует (все, поминавшееся выше): — Они постигают вознесенность Бесконечного света. — Он светит им более раскрытым образом, чем другим. — Возникает любовная привязанность. • Итог: Получается, что их служение обуславливается высоким достоинством их души и (особым) раскрытием Бесконечного света. — И не в такой уж мере является результатом их собственных усилий и труда. • Отсюда: В них в меньшей мере присутствует битуль собственной сути (ביטול מהות). — В служении молитвы, Торы, заповедей, — им нет нужды битулировать собственную природу, — поскольку их природа никак не мешает этому служению. Напротив, раб2 страстно желает всего, относящегося к служению, по причине описанной выше привязанности, т.д.
00:45:29 22.04.2018

«Самех-Вов». Маймор «Ахарей Авайе...» [06]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...וכמו"כ הוא» немного выше середины с.328 (строка начинается «...בדוגמא»), до слов «...'באוא"ס ב"ה כו» на 12 строке снизу той же страницы (строка начинается «...א"ס ה"ה»). (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • То же (см.выше по поводу служения сына) — в служении раба2: — Хоть любовь и привязанность, являющиеся мотивом (? топливом? движителем?) его служения — не сущностны, не «неизбежны» как у сына, у которого они — возникают со стороны отца, его происхождения от отца, сын не обладает в этой области выбором, — — У Раба2 любовь и привязанность — следствие его работы и выбора, — исходят от него именно, а не от господина, — Ведь он — тоже (как и раб1) раб. А «рабы» — души БЕ"А — не обладают «близостью», — должны добиваться сближения, привязанности — «привязываеть себя» сами. — — Тем не менее, раб2 стоит (среди совокупности «рабов» — душ БЕ"А) на высокой ступени: он, — хоть и в результате труда, усилия, — знает и постигает «возвышенность и невероятность (הפלאת)» господина, ему раскрывается Бесконечный Свет. — И это постижение — само собой разумеющимся образом, естественно, безусильно — приводит его к искомым любви и привязанности. • Итог: несмотря на то, что само постижение раба2 требует труда, — это не полагается «таким уж трудом (לא ביגיעה כ"כ)». — И в этом сказанное выше о служении сына актуально и для служения раба2. (— Служением называется, в основном, — именно служение раба1, совершающееся только силой этого раба, вне всякого ощущения Б-жественности, т.д. — не имеющее мотивом любовь и привязанность. — В отличие от служения сына, раба2).
00:38:17 19.04.2018

«Самех-Вов». Маймор «Ахарей Авайе...» [05]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...ובזה יובן» на 12 строке сверху с.327 (строка начинается «...'כו»), до слов «...ד"ה אלה הדברים» немного выше сердины следующей страницы (строка начинается «...בדוגמא»). (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: Еще одно значимое преимущество служения раба1: • Поскольку раб не рассматривается, как отдельная рабочая сила, — работа, как будто, совершается самим господином, — эта работа доставляет господину наивысшее удовлетворение. — Подобно тому, как плоды собственных усилий радуют больше, чем полученное в дар. • Это наслаждение, как и всякое другое, имеет источником «новизну (התחדשות)», — наивысший в том случае, если человек обеспечивает себя сам. — Заработанное самостоятельное, в отличие, он имеющегося, дарующегося, — «готового» — порождается мамош из аин в ейш. — Несет в себе наибольшее наслаждение, наиболее дорого. Подобие этому свыше: • Служением называется, в основном, — именно служение раба, совершающееся именно силой этого раба, но вне всякого ощущения Б-жественности и знания вознесенности Бесконечного света, не имеющее мотивом любовь и привязанность, имеющее в своей основе собственное принятие на себя «ярма». — • В отличие от служения сына... — много подробней в уроке. • [Продолжение следует: ...и в отличие от служения раба2].
00:47:34 25.03.2018

«Самех-Вов». Маймор «Ахарей Авайе...» [04]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слова «...ועוד יש יברון» на 10 строке снизу той же страницы (строка начинается «...שעליו»), до слова «...'כו» в начале 12 строки сверху следующей страницы. (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: Еще одно преимущество служения раба1: • Этот раб полностью устранил (битулировал) собственную суть, подчинил ее господину и служению ему в такой мере, что для него здесь вовсе нет места. — В связи с этим, его работа нарекается именем (т.е. связывается, полагается достижением) господина, а не его собственным. — Он же сам — лишь безличный инструмент, имущество господина, наподобие быка или осла (почему не топора?.. ШС), которые... т.д. • Работа же раба2, при всей ее успешности, при том, что господин возвеличивается ею, — называется его — раба, а не господина — именем. • Это вполне соответствует реальному положению вещей: — Достижения этого раба обязаны собой его интеллекту, таланту, т.п. Его работа — не «голое действие», как у раба1. Она подразумевает инициативу. Господин отдает ему только общий приказ, отдавая детали его исполнения на волю его инициативы, творчества. — Он — объективно-значимое автономное от господина существование (מציאות בפ״ע), действующее «своей хохмой» — на основе собственного разумения.
00:45:23 12.03.2018

«Самех-Вов». Маймор «Ахарей Авайе...» [03]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слова «...אבל בעבד הנאמן» на 13 строке сверху с.326 (строка начинается «...בזה בדרך»), до слов «...'שום שינוי כלל כו» на 10 строке снизу той же страницы (строка начинается «...שעליו»). (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • [Развитие мысли, начатой выше]. Но в рабе2 удовлетворение, т.п. — не в буквальном смысле удовлетворение господина, а *его* обусловленное любовью удовлетворение тем, что удовлетворение испытывает господин (или его удоволетворение тем, что он доставляет удовлетворение господину). — Ведь в этом все его служение: доставлять господину удовлетворение. • Служение же раба1 — лишь «голое действие», обусловленное исключительно приказом. — Единственное удовлетворение, присутствующее здесь, — удовлетворение господина. • То же на духовном уровне. • Итог: — У раба2 в служении присутствует собственное наслаждение. Поэтому его битуль неабсолютен, в его служении возможны изменения, в нем для него есть приоритеты. Хотя его служение не *основано*, не базируется на его понимании (как на необходимом условии). — Но он, без сомнения, пытается осмыслить, постичь б-жественную волю, то, в чем для господина «больше наслаждения». Как-то он это всегда понимает (хоть и не ставит понимание условием, т.д). — И, несмотря на то, что — пусть в большинстве случаев «целит» в истинную цель — иногда может и не «попасть». — Не так у раба1: он действует исключительно из «ярма и страха», поэтому в его служении никаких изменений нет (они невозможны?).
00:43:40 05.03.2018

«Самех-Вов». Маймор «Ахарей Авайе...» [02]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слова «...אך» в конце 3 строки снизу с.325, до слов «...'וממילא כו» на 13 строке сверху следующей страницы (строка начинается «...בזה בדרך»). (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • Итак, на самом деле, для раба1 в служении также заключено наслаждение. — Но оно происходит не из его любви к господину, т.е. ее, как мы разъясняли выше, нет! — Его причиной является то, что раб полностью «обезличил (т.е. устранил себя, как личность, — досл.: сделал себя ничейной собственностью: הפקיר עצמו)», — и у него нет собственного удовлетворения (נח״ר) — только удовлетворение господина, поскольку он не представляет собой отдельного от господина существования. (Он подобен одному из органов тела господина). Т.е., его наслаждение и удовлетворение, — в буквальном смысле, наслаждение и т.д. господина. • И это становится причиной его стараний, украшения заповедей, т.д. • (Т.е. он, как будто бы, старается для себя, поскольку все его существование — лишь существование господина! И то, что за счет своих действий он не прославится, т.п., — не играет для него никакой роли, поскольку он, вообще, не думает о себе, за собственным «отсуствтвием» Все его сущетствование — его рабство. Но именно по этой причине его существование — существование господина, а удовлетворение господина — его удовлетворение. Разумеется, это не ощущается, не осознается самим рабом (אינו בא בהרגש ובהתגלות), но происходит «само собой (מאליו וממילא)»). [Почему такие, кажется, важные для дальнейших рассуждений вещи здесь заключены в скобки, я не понимаю. Но — факт].
00:45:03 26.02.2018

«Самех-Вов». Маймор «Ахарей Авайе...» [01]

Урок обсуждал текст с начала маймора на с.324 до слов «...'של האדון כו» на 3 строке снизу с.325. (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: «За Б-гом Вс-сильным вашим идите, и Его бойтесь... т.д.» — еще шесть моментов. • То, что стих начинает с «за Б-гом... идите», — свидетельствует, что это главное, предоставляющее возможность всему последующему («Его бойтесь... прилепляйтесь»). • Но ведь «за Б-гом... идите» — низкая ступень служения — «хождение» в области «заднего», «внешнего»? Как это может обуславливать, приводить к высоким ступеням, перечисляемым далее? • Для того, чтобы в этом разобраться... [Достаточно подробное повторение части рассуждений предыдущего маймора, сравнивающих раба1 и раба2. Подробней — в уроке]. • Но в другом месте объясняется, что и раб1 обладает в своем служении наслаждением и удовлетворением (תענוג ונח"ר). • Его «ярмо» — побуждает его только к чистому, «голому» действию, поскольку ни любви, ни привязанности, способных побудить к большему у него нет. От такого служения никакого наслаждения быть не может. • Но ведь если служение раба1 таково, — невозможно было бы ожидать от него никакого старания, т.д.! (Солдат спит, служба идет). — А мы видим, что раб1 проявляет в служении высочайший уровень старания! Стремиться делать то, что относится к служению, — наилучшим образом, с украшением! — • Это по той причине, что также и в «ярме», являющимся (см.выше) единственным мотивом его служения, — присутствует наслаждение, получаемое рабом, когда он доставляет удовлетворение господину.
00:51:27 22.02.2018

«Самех-Вов». Маймор «Эйле аДворим...» [11]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...ואין בה נח"ר» в конце 4 строки сверху с.323, до завершения маймора на с.324. (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • Раб1: в его служении нет радости и т.п. вовсе. — Только ощущение долга и обязанности, связанных с «возложенным на него ярмом». — Поэтому в его служении не может случиться убавления. И именно оно в буквальном смысле называется «служением». • Что не так даже у раба2 (что говорить о «любящем»...), т.д. При всем том, что... [Многое здесь является почти дословным повторением говорившегося выше. За деталями — в урок]. • Также говоря о битуле и «הנחת עצמו». — Только в рабе1 они производят «сжатие (כיווץ)», становясь, как будто, его природным, — естественным для него состоянием. — В случае же раба2... (Подробно о том, как в нем не противоречат друг другу битуль и радость, отсутствие «сжатия»). • Т.о. в служении раба2 отсутствует идея «ярма» (поскольку он сам истово желает всего, что относится к служению). Его служение непостоянно, обязательно подвержено изменениям. Он получает от служения раскрытие света в душе и наслаждается им — тем, что его Творец получает удовлетворение от его служения, — хоть и не ориентирован на это, как на цель. Не все относящиеся к служению виды деятельности для него равны. Теперь мы сможем ответить на вопросы из начала маймора: • Как Мейше мог обращаться «ко всему Израилю», — т.е. одновременно, и к рабам1, и к рабам2? — • Общий смысл (цель) его увещевания: вывести находящуюся в евреях скрытую любовь в раскрытие. И это (хоть и может показаться странным) актуально для обоих типов рабов: —И для раба2, поскольку в его служении — любви, привязанности к Б-гу — есть, как мы выяснили, перепады. — Иногда его любовь скрывается и нуждается в «выведении в раскрытие». — И для раба1, — что не нуждается в пояснении. • Но задача по «выведению любви в раскрытие» решается по-разному для каждого типа рабов. Это два вида увещевания, которых касались наши вопросы: — Скрытое увещевание (намеком, как в разбираемом месте). — Происходит из гвурейс-деАба, того, о чем сказано: «скрытое — Б-гу...» — Оно выводит наружу скрытую в каждом еврее простую волю служить Творцу. — Поскольку «...а сердце мое бодрствует», — для такого раскрытия достаточно лишь намека. Т.е. тайной Торы. — Такого увещевания достаточно для раба2. — А вот для раскрытия нефеш-руах-нешомо б-жественной души — нужны слова раскрытой Торы — прямое, раскрытое увещевание, называющее вещи своими именами. — Такое увещевание необходимо для раба1.
01:28:36 19.02.2018

«Самех-Вов». Маймор «Эйле аДворим...» [10]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...אבל להיות» на 13 строке сверху следующей страницы (строка начинается «וכן אח"כ»), до слов «'כשור לעול כו» на 4 строке сверху следующей страницы. (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • [Подводя итоги предыдущих рассуждений:] Служение в котором [ощущается] «участие» раба — не может быть неизменным. (Дополнительные примеры. Мейше-рабейну). • А вот служение раба1 — неизменно совершенно, поскольку исходит не из любви, а из страха. — В нем отсутствует поэтому (подробней в уроке) «участие» раба. — Потому что такой раб — не обладает собственным мециюсом, в принципе, отдельной от господина сутью. Все что он делает — делает только по причине приказа. Его действия — только «голая» практика. Здесь неоткуда взяться изменениям. • Также в его служении отсутствуют какие бы то ни было приоритеты. — Он служит не ради удовлетворения (даже господина), а только потому что «должен». — Поэтому все, что приказывает господин, для него совершенно равно. • В служении это: принятие «ярма Небес», — «служите... в страхе» (т.е. не из любви) (как ангелы, — подробней в уроке). — «Рабское служение», исходящее именно из «принятия ярма», тяжкое для работника, без «ощущения [раскрытия] света в собственной душе». — • Совокупность такого служения: обусловленное лишь «ярмом» — изнурение духа и плоти в молитве, изучении Торы и выполнении заповедей. • [Скобки?] В молитве он изнуряет себя вплоть до того, что пробуждает в себе любовь. Но совокупно его служение для него — как тяжкая ноша. И практически действует он только из-за «ярма». Которое становится, в итоге, для него таким же естественным, как «ярмо для быка», т.д.
00:54:00 14.02.2018

«Самех-Вов». Маймор «Эйле аДворим...» [09]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...וגם בהעובדות שלו» в конце 3 строки снизу с.321, до слов «'מלך במצרים כו» на 13 строке сверху следующей страницы (строка начинается «וכן אח"כ»). (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • [Развитие объяснения того, почему виды служения, за исключением раба1, строго говоря, не могут называться «служением». В частности, служение раба2] приносит ему раскрытие света в душе. — Это раскрытие — само то, что господин получает удовлетворение, т.д. — • Хотя он в своем служении не нацелен на получение этого раскрытия света, — раскрытие, тем не менее, наличествует. И это приводит к наличию в служении градаций: «колка дров» для такого раба — да — отличается от «более сложных», «возвышенных» типов служения, вроде «прислуживания господину за столом», поскольку (в общей ситуации) второе вызывает большее удовлетворение господина, нежели первое. • Третий (из моментов, не позволяющих назвать его служение «служением»): В этом служении неизбежно присутствует понимание, логика (טו״ד). — Он как-то понимает, постигает в чем заключается воля господина. Размышляет о том, как выполнять ее «с большей эффективностью». — Тому свидетельство — само то, что именно этот раб стал «верным» — в особой степени доверенным рабом. Это обусловлено (пример: Ейсеф): 1. Его уникальной привязанностью к господину, заставляющей раба2 настолько всецело предаваться стараниям во имя интересов, что он старается во имя него более, нежели сам господин. 2. Тем, что он проявляет высокий интеллект в понимании того, что и как нужно делать во имя интересов господина.
00:38:05 12.02.2018

«Самех-Вов». Маймор «Эйле аДворим...» [08]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...אבל עבודת העבד» в конце 14 строки сверху с.321, до слов «'בהרגש העילוי כו» на 3 строке снизу той же страницы. (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • Но служение раба1 — только «из-под ярма», по страху, принуждению, т.д., не «во славу», т.п., не по любви, т.д., — именно (и только) это называется «служением, в буквальном смысле (עבודה ממש)»! • Это служение совершенно постоянно, рáвно, неизменно. Простые виды деятельности здесь совершенно нивелированы с возвышенными, «продвинутыми». — В отличие от «верного раба (раба2)», служащего из любви. — Здесь могут (и неизбежны?) изменения. — • В любви, привязанности — задействованы двое, — и субъект любви — раб2. — Хоть объект (здесь: Б-г) совершенно неизменен, — со стороны раба возможны изменения. Особенно в свете того, что любовь раба не так сущностна, как сына. Хотя он, как и сын, всей сутью своей, на уровне выше разума привязан к господину. Тем не менее, в его служении могут быть изменения: а) Потому что его любовь и привязанность не могут быть всегда раскрыты одинаковы. И когда они скрываются... б) Его любовь и привязанность происходят из ощущения возвышенности, превосходства (עילוי) господина. А это также непостоянно. (Хоть в те моменты, когда он этого не ощущает, в нем остается след, т.д...) [Продолжение следует].
00:54:48 08.02.2018

«Самех-Вов». Маймор «Эйле аДворим...» [07]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...ווהרי עבודת עבד» в конце 3 строки сверху с.320, до слов «'באהבה וחשק כו» на 14 строке сверху следующей страницы (строка заканчивается: «העבד»). (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • Служение «верного раба» не является служением вовсе, поскольку совершается из-за любви и привязанности. А следовательно, совершалось бы им (не только для господина, но) с тем же успехом, и для любого любимого им. • И в этом плане, оно подобно служению сына отцу, любящего любимому, т.д. — Чем же служение «верного раба» выше чем другие, исходящие из любви, т.д.? — — В служении, исходящем из любви, — всегда есть некоторая доля заинтересованности, «выгоды». — Просто потому что любая любовь (за исключением сущностной) подразумевает некоторый мотив. Здесь нет полного «оставления себя (הנחת עצמו)». — Служение же исходящее из сущностной, читай: беспричинной любви, (как и эта любовь ни от чего не зависит, а следовательно) происходит в полном битуле, — с полным «оставлением себя». И для такого служения возможны два образа: 1. Служение сына отцу. — Когда сын служит не ради собственного наслаждения и радости, а ради наслаждения и радости отца, реализации его воли. 2. Служение «верного раба» господину. — Любовь и привязанность которого также совершенно бескорыстны (см.выше). • При этом, у раба есть преимщество перед сыном (как выше): — Сын служит не своими силами, а силами отца. — Раб — своими силами. • Итог: — Любящий любимому служен небескорыстно. — Сын отцу — бескорыстно, но не своими силами. — Верный раб господину — бескорыстно, своими силами. Но эти уровни зависят от типа близости и привязанности: — Либо только на уровне «раскрытых сил» (любящий любимому). — Либо на уровне сущности (и сын, и раб, — но у сына есть очевидное преимущество, с т.з. связи с сущностью, а следовательно, и в битуле, т.д.), И с т.з. доставляемого удовлетворения: — Сын и раб доставляют гораздо большее удовлетворение, нежели любящий, который служит в некоторой мере «для себя самого». — И тут — раб превосходит сына, поскольку служит своими силами (т.е. по собственному выбору), в отличие от сына, который «служит силой отца» (т.е. «не может иначе»). Это то превосходство раба перед сыном, в плане «дополнительного благословения дому», т.д. — • Но, с т.з. *собственно служения* все эти виды служения совершенно одинаковы. — Они не являются истинным служением (עבודה האמיתית), поскольку являются следствием привязанности, любви, т.д. (מצד התקשרות... אהבה, חשק).
00:56:26 05.02.2018

«Самех-Вов». Маймор «Эйле аДворим...» [06]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...וה"ה עושה זאת» в конце строки чуть ниже середины с.319, до слов «'אין זה עבודה כלל כו...» на 3 строке сверху следующей страницы. (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: [Развитие темы сравнения раба2 и сына (не в пользу сына)]. • Сын осуществляет свое служение в любви и радости, но — это никак не зависит от его выбора. — Будучи по сути своей связан со своим корнем (в отце), он не может иначе. Т.е. его служение совршается (в опр. смысле) не его силами, — а силами отца. • В рабе же то же — по причине достигнутой им собственными усилиями связи с господином и изъявленной им преданности господину. • Евреи называются «рабами б-жьими» — для того, чтобы подчеркнуть полноту именно этого достоинства: они, подобно Авроому, Мейше, т.п., способны служением своими силами прибавлять свет в Ацилус, дополнительное благословение, т.д. (см.выше). • С этой целью (достижения этого достоинства) души и были привлечены в тела. • Это спускание — ради поднятия. Сущностной святостью Торы и заповедей души поднимаются выше своего источника в хохме — «мозга отца». — • Такое поднятие происходит именно благодаря радости заповеди (שמחה וטוב לבב). • Хотя из сказанного выше (давно, еще когда речь шла о рабе1 и 2) ясно, что между рабами 1 и 2 нет никакого сравнения (и не в пользу раба1, подробней в уроке и выше), — у раба1 есть преимущество над рабом2. — Это превосходство служения «исходя из ярма» (раб1) над служением, исходящим из любви (раб2). — Это преимущество *самого* служения: [Строго говоря,] служение из любви не может именоваться (не является) «служением». — Ведь служение подразумевает преодоление собственной природы и собственных желаний, тяжесть, отсутствие других мотивов, помимо воли господина.
00:50:08 30.01.2018

«Самех-Вов». Маймор «Эйле аДворим...» [05]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...ובכללות נש"י» в конце второй строки сверху с.319, до слов «שמכריחו לזה...» в середине той же страницы. (Строка заканчивается: «עושה זאת»). (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • Говоря в этом ключе о евреях, вообще: Принимая Тору и заповеди с любовью и радостью, т.д., ради того, чтобы доставить удовольствие своему Творцу, — они — единством, порождаемым выполнением Торы и заповедей, — причиняют (каждый способен причинить?) «прибавление благословение» свыше — имени Авайе. • Об этом — об аспекте раба2 — и стих: «Мне сыновья Израиля — рабы», они — «עובדי הוי"ה», Мои, называемые «богатством дома», «עבדים נאמנים». Раб2 — «раб», превосходящий «сына»: • Хотя служение «сына» во многих чертах чрезвычайно похоже на служение «раба2» (подробно в уроке), — его служение обусловлено его природным стремлением к своему корню. — В «Отце» есть сила, которая влечет «сына». Эта сила — следствие укоренения еврейских душ в Сущности Б-сконечного. — Но это означает, что служение «сына» происходит не вполне его собственными силами, не по его выбору. — А следовательно, не приводит к такому прибавлению света, «благословлению Авайе» свыше, — как служение «раба2». • Несмотря на том, что у раба2 служение тоже (вроде) обусловлены — его любовью и привязанностью, — это не «обесценивает» его служение, поскольку эти любовь и привязанность, — результат *его* работы, его «узнавания» Б-жественности. — В его служении — все результат приложения его собственных усилий, а не побуждения свыше (как это в случае «сына»).
00:44:31 18.01.2018

«Самех-Вов». Маймор «Эйле аДворим...» [04]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...וי"ל שזהו» чуть ниже середины с.318 (строка начинается: «...'היין המשמח אלקים כו»), до слов «בתו"מ לשמה...» на второй строке сверху с.319. (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • [Радость и удовлетворение, т.д. Верха обеспечиваются служением раба2, — см.выше, —] благодаря достигаемому им объединению Авайе и Элейким. Т.е. благодря привлечению дополнительного света в Имя Авайе — «...возлияние опьяняющего вина (נסך שכר) Авайе». — • Это привлечение из области «выше таам-водаас», из бесконечного света, который выше ишталшелус («ремонт помещений» выше). • Раб2 «верен» во всех «делах хозяйства» господина, как сам господин. Т.е. во всем то, что он «делает», соответствует внутренней воле господина, приводит к прибавлению благословения в области сосудов и светов, «в доме и в поле», — благодаря его занятиям письменной и устной Торой. • Все это обязано своим происхождением — величию привязанности раба2 к господину, его полной, вплоть до самопожертвования, самоотстраненности (הנחת עצמותו, Авроом, «акейда»; Мейше, «Сотри меня...»). • По этой причине раба2 не обременяет даже самая тяжелая работа. Любой деятельностью, относящейся к служению, он занимается с удовольствием и радостью. Не так, как раб1, т.д. • Старания раба2 приводят к тому, что «дом» получает «прибавление благословения», «обогащается» — несопоставимо тому, как он «штатно» обеспечивался господином: — «Корень (שרש)». — Жизненность, привлекаемая миру постоянно, «сама», вне соответствия его работе, побуждению с его стороны. — Это, всего лишь, «отсвет». — «Дополнение (תוספת)». — Б-жественность, привлечение которой «обуславливается», — Высшая Воля решила, что это привлечение будет обуславливаться — «побуждением снизу», работой низа. • Иллюстрация: Мейше — раб2, привлечением которым Торы и заповедей вниз дополнительное благословение привлекалось во все света и сосуды 10 сфирейс Ацилус, — которые «составляют» ступень Имени Авайе («בחי' הוי' בכלל»). Поэтому о Мейше: «Не так раб Мой, Мейше, во всем доме Моем верен Он». То же о «распространении Мейше» во всех душах «עובדי הוי"ה» бескорыстным служением в области Торы и заповедей.
00:49:59 16.01.2018

«Самех-Вов». Маймор «Эйле аДворим...» [03]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...'וכמו"כ בעובדי הוי» на 3 строке сверху с.318 (строка начинается: «'כו»), до слов «...'היין המשמח אלקים כו» в начале строки чуть ниже середины той же страницы. (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • Раб2 служит в радости и наслаждении, которые — только «сопереживание (?)» радости и наслаждению господина. — Он ничего не желает для себя самого. Лишь «радуется за радость (שמח מהשמחה)» господина. • Все это имеет единственным источником силу его любви и привязанности к господину на уровне внутренности сердца и мозга. Благодаря им, он готов оставить все своё и заниматься исключительно служением Б-гу, только ради Его удовлетворения, т.д. • Он готов заниматься и, подобно простому рабу1, простыми «внешними» вещами сконцентрированными (?) в области простого действия, — и внутренней работой, сконцентрированной в области намерений (כוונות), — например, объединение Авайе и Элейким, — работы, направленной на привлечение дополнительных светов вниз и достижение раскрытия света внизу. — • И тем, и другим, вне всякого различия, он занимается, *как раб*. Т.е. не так, как в служении, основываемом на разуме (טעו"ד) когда главным является кавона, а служение ведется, в общем, ради самого себя, — достичь раскрытия б-жественного света в своей душе. — В служении же раба2 действие и кавоно равны. И все совершается только ради выполнения Высшего намерения, удовлетворения, т.д. • Этот раб занимается разнообразными видами служения, подобно кейену (принесение жертв, т.д.), подобно слуге (разливает вино, чинит и украшает одежды и помещения, т.д). — Ради того, чтобы всё (читай: в мироздании) было во славу, т.д. господина: — Исправление (справление — от «справить») красивой утвари и одеяний — «переборка» искр, подобное поднятию, совершаемому жертвоприношениями и воскурениями, «радующими Высшего Человека». — Возлияние вина «радующее Элейкима...»
00:38:35 11.01.2018

«Самех-Вов». Маймор «Эйле аДворим...» [02]

Урок обсуждал текст маймора, начиная со слов «...ומ"מ אין האהבה» на 5 строке сверху с.317, до слова «'כו...» в начале 3 строки сверху с.318. (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: ​ • Но их, душ БЕ”А (раба1, продолжение предыдущего урока) любовь не приводит к полному единению. Оно достижимо только для душ мира Ацилус, в котором «איהו וגרמוהי חד». — То же в душах из этого мира. — Они — чистая Б-жественность и поэтому способны к полному единению с бесконечным светом. • При этом, они (Души БЕ”А) обладают знанием и ощущением вознесенности и отстраненности света, что приводит их к любви, толкающей их к служению всей сутью души во любых областях (описанному выше), вплоть до самопожертвования. • Это служение происходит только ради Б-га, тЕго удовлетворения, — никак не во имя их собственных нужд. • Такие люди (раб2) называются «עובדי הוי׳», что принципиально выше «עובדי אלקים» (раб1): — «עובד אלקים» — служит только исходя из страха, принятия «ярма». — «עובד הוי׳» — только из любви, подлинной привязанности (התקשרות). Поэтому полностью предается служению, становясь «верным рабом» (Элиезер, Еэйшуо, Элиша, сам Мейше). (Подробно в уроке: как этому не мешает то, что «верный раб» много получает от господина). • Такому рабу — всем душам «עובדי הוי׳» — вверяется все хозяйство — здесь: сейдер ишталшелус — полностью. Он получает полномочия привлекать в ишталшелус дополнительный свет. («Я и вы согласимся с тем, что делают евреи внизу...» — про установление праздников). — • «Верный раб», — как сам хозяин, — привлекает в мир дополнительное благословение. — Своей исключительной службой он привлекает дополнительное благословение дому господина.
00:45:55 09.01.2018

«Самех-Вов». Маймор «Эйле аДворим...» [01]

Урок обсуждал текст с начала маймора (с.315) до слов «'באוא"ס כו» на 5 строке сверху с.317. (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: «Это вещи (слова, דברים), которые Мейше говорил всему Изралю в пустыне... т.д». • Вопросы: — Мейше обращался ко всему народу только здесь и в разделе, посвященном «Ак’ел». Как, в принципе, возможно, чтобы один человек обращался ко всему [народу] Израиля? — Почему в начале своего обращения к Израилю, Мейше увещевал их «ע״ד הנסתר» — скрыто, намеками? Это нельзя оправдать уважением к евреям, поскольку далее он ругает их, прямо называя вещи своими именами. • Для того, чтобы в этом разобраться, надо вернуться к рассуждениям предыдущего маймора о двух типах рабов: 1. (Раб1) Служит только благодаря взваленному на себя «ярму», страху («פחד אלקים»). Не имеет никакой радости или наслаждения от служения, поскольку не ощущает любви и привязанности к господину, не будучи в силах осмыслить его (господина) достоинство. При этом, «ярмо» заставляет его делать все в области «отвратись ото зла» и «делай добро», подчиняя свою природу, отказываясь от собственной воли, т.д. 2. Но есть раб иного типа (раб2): • Он служит господину в радости и наслаждении. Служение — любое, даже мучительное, противное его природе, — им не переживается, как бремя или тяжкий труд, — благодаря силе любви и связи (אהבה רבה והתקשרות בלו״נ), которые он испытывает к господину. • На такой тип взаимоотношений способны («всем этим обладают») высокие души, располагающие «знанием и постижением (ידיעה והשגה)» бесконечного света — (в т.ч.?) того, который выше миров. — Они хорошо постигают и ощущают душой своей, как вознесен и отстранен бесконечный свет от миров (מרומם ומופלא), сами эти вознесенность и отстраненность, тип этой отстраненности (אופן ההפלאה). — Это порождает в них великие любовь и привязанность к бесконечному свету.
00:46:21 04.01.2018

«Самех-Вов». Маймор «уМикне рав ойо...» [10] (Окончание)

Урок обсуждал текст заключительной части маймора целиком (с.314-315) (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: В свете проведенных рассуждений: «Много скота было у сыновей Рувена...»: • Среди колен: — Колена помимо Ейсефа — Брия. Избрали пастушество, с целью оградить себя от помех со стороны мира, что позволило бы им полноценно служить Б-гу, реализоваться, как «б-жественная колесница» («нижняя колесница» миров БЕ"А). — Ейсеф — Ацилус. Чрезвычайно интенсивно занимался разнообразными материальными вопросами (подробней в уроке), что никак не мешало его реализованности, в качестве «колесницы» («высшей» мира Ацилус), даже в сам момент материальной деятельности. • «Сыновья Рувена... Гада... т.д.» — «нижняя колесница БЕ"А», находились на ступени «раба», — поэтому избрали себе удел годный для такой — «пастушеской», отдаленной от материальности деятельности. — Им надо было заниматься «многим скотом» (переборкой животной души). • Удел вне Земли — «ארץ» от «רצוא (рецей)» — они избрали, поскольку, находясь на ступени «раба», не имели отношения к «рецей» — служению, осознанию, типа «Кто мне на небесах?! С Тобой ничего не хотел я!», происходящих из постижения и ощущения («сыном» и «верным рабом») возвышенности и невероятности Б-сконечного света, на которые души БЕ"А («семя животного»), «простые рабы» неспособны. • Земля же «за Иорданом» (которую сыновья Реувена и др. выбрали), хоть и вошла в совокупность Земли Израиля (обладает большей святостью, чем др. земли), — обладает более низкой святостью, нежели «Эрец-Кнаан»: — «Эрец-Кнаан» — «рецей», типа «Кто мне на небесах?!.» — служение «עובדי הוי"ה (а не אלקים)», служение с позиций души. — «Заиорданье (עבר הירדן)» — служение «עובדי אלקים». Почему же для того, чтобы получить в надел эти земли им надо было предварительно участвовать в завоевании Эрец-Кнаан? — • Работа Мейше была в том, чтобы привлечь даас также душам «семени животного». — Поэтому, чтобы и они пришли к «рецей» «בכל מאודך», благодаря борьбе с противостоящей силой, — он велел и этим коленам выйти на войну с животной душой. • Т.о. «...אם תחלצו למלחמה לפני הוי"ה... ונכבשה הארץ»: — Если вы этой работой будете приведены... («אם תחלצו למלחמה» то есть תדחקו ותבואו) — ...к внутренности Высшей воле («לפני הוי"ה») (т.е., в результате работы с Элейким, достигнете раскрытия Авайе, см.выше) — Тогда «...והיתה הארץ הזאת לכם לאחוזה» — — «...эта земля станет вам наследием» — В этом превосходство работы по «переборке» животной души. — Ею также и «эта земля» освящается — поднятием животной души — до такой степени, что становится «вам наследием»!
00:59:04 01.01.2018

«Самех-Вов». Маймор «уМикне рав ойо...» [9]

Урок обсуждал текст, начиная со слов «...וכ"ז הוא» после «'וכו» в начале строки в середине с.314, до окончания «центральной части» маймора в середине следующей страницы. (Полный текст книги в PDF можно скачать на «HebrewBooks»: http://hebrewbooks.org/31623 ). Вкратце: • Главное в описанном служении — то, что человек, подчиняясь «ярму» идет против своей природы. (На примерах — в уроке). • Во всем перечисленном: хотя собственная природа человека совсем не изменилась, — он, всего лишь, насильно, *искусственно* смиряет сердце, т.д., — это доставляет великое удовлетворение Б-гу. (Подробней в уроке). • Следующий в служении этим путем называется «служащим Б-гу». — «עובד אלקים» — также от «עיבוד עורות» — в значении «выделки (шкур)», исправления. — Своим служением он исправляет имя אלקים = הטבע — природу. — Подчиняет свою происходящую из клипас-нейго телесность, в результате чего она включается в Святость (имя Элейким в Святости). • Это происходит и в результате действий по «отстранению ото зла», и в результате «совершения добра». (Подробней в уроке). • Совершенно не так у человека, который не служит «подчиняясь ярму». Даже в том случае, если он изучает Тору, молится, т.д. весь день подряд, — это лишь внешнее, — привычка, природа, (например) «так его приучили с детства». Он совершенно не «оставляет себя (הנהת עצמו)» в этом процессе, — «...сердце его далеко от Меня». — Это «тот, кто не служит Ему». • Отсюда понятно, как стих приравнивает — на первый взгляд, не такое существенное (с т.з. внешней, «количества» служения, а может быть, и отсутствующее) — различие между «служащим... и которым не служит Ему», — и вопиющую, принципиальную разницу «между праведником и злодеем»: Несмотря на то, что действия «служащего... и того, кто не служит Ему» в Торе, молитве, т.д. могут (даже) не различаться (а то и свидетельствовать не в пользу «служащего»), — разница между ними, действительно, огромна: у второго нет никакого «ярма Небес». • Человек видит только внешнее. Б-г же «проверяет сердце» — видит внутреннее, — есть ли у человека «ярмо Небес», подчиняет ли он свою природу, «служащий ли он Б-гу». Вывод: • От природы прилежный в изучении Торы, свободный от чуждых вожделений т.д. человек, — если не усмиряет свою природу, не имеет на себе «ярма Небес», — «לא עבדו». • Подчиняющий себя из боязни Б-га «ярмо Небес» и (именно) исходя из этого подчинения «ярму» делающий то, что делает — в «отстранении ото зла» и «совершении добра», — «עובד אלקים».
00:51:12 28.12.2017
avatar
  Подписаться  
Уведомлять о