Подкаст или пэйкаст?

Когда подкаст перестает быть подкастом? Когда он становится пэйкастом – платным подкастом.

Подкастинг сейчас крайне популярен. Если вы верите статистике, согласно которой около 50% населения слушали подкасты хотя бы один раз в жизни, а число еженедельных слушателей составляет от 14% (в Великобритания, согласно данным Rajar) до 22% (в США, согласно Edison), и эти слушатели очень лояльны, то все это говорит об одном – люди действительно любят подкасты. Неудивительно, что многие люди хотят делать подкасты и зарабатывать на этом деньги. И это касается не только знаменитостей, брендов, газет, вещателей – каждый, кто запускает аудио-платформу, может столкнуться с онтологической проблемой.

Чтобы понять ее, необходимо вернуться к истокам. Подкастинг стал возможным благодаря RSS – довольно простому коду, который сообщает любому приложению или программному обеспечению для прослушивания подкастов о том, что новое шоу доступно и где его найти. Заслуга в этом принадлежит Дэйву Вайнеру, создавшему простое и, самое главное, бесплатное средство передачи медиафайлов пользователям. Сейчас, когда мы привыкли без промедлений видеть все новости на экранах своих смартфонов, любое приложение умеет находить и скачивать контент. В списке приложений, умеющих искать подкасты есть большие имена, такие как Pocketcasts и TuneIN, но также существуют приложения вроде Entale, которые умеют добавлять изображения или имеют инструменты шейринга клипов. Существуют приложения, снабженные будильниками, или те, которые проигрывают подкасты вместе с битом, под который вы можете заниматься в зале. И таких приложений огромное количество. Некоторые из них стоят денег, но большинство – бесплатные. Некоторые из них созданы для того, чтобы заработать, а иные выглядят так, будто один разработчик пытался сделать что-то, что действительно понравится людям. Но всех их объединяет одно – RSS. Все они указывают на этот открытый код, и, соответственно, не платят лицензионные сборы за его использование.

Так и было в 2004 году: бесплатный код, приложения (как правило) и подкасты – тоже бесплатны. Слушателей это устраивало, ведь они получали доступ к большому выбору контента на своем устройстве, не платя за это ни копейки. Со временем эти подкасты обрели свой «голос» – определенное и уникальное звучание. Этот звук является подлинным, личным и свободным от ограничений вещательной конвенции. Это ощущение свободы часто связано с тем, что мы слушаем подкасты в наушниках, но дело не только в этом: сами подкастеры признают, что опыт прослушивания для каждого пользователя – это всегда его личный выбор. Именно поэтому в момент нажатия кнопки воспроизведения – мы инвестируем. Доверительность и особенности детализация этого формата создаются благодаря возможности создателя подкаста выбирать – потратить ли время на редактирование деталей или просто записать шоу одним дублем и опубликовать в интернете без изменений. Оба подхода в этой среде работают одинаково хорошо.

Когда мы собираем все эти кусочки вместе, то получаем грамматику подкастинга. Она посвящена звучанию, где ведущие и гости становятся частью повествования, где вопросы интервью не нужно емко формулировать, где авторы часто произносят вступительное слово к шоу, и где музыка помогает слушателям переходить из главы в главу. Язык подкаста часто намного свободнее, а у ведущего есть свобода держаться собственной точки зрения или копать гораздо глубже, чем ему было бы позволено на том же радио. Более того, здесь есть место для инноваций.

Выступая на RadioDays Europe Podcast Day в Лондоне, британский исполнитель George the Poet говорил о своем удостоенном наград подкасте не как о разговорном шоу, музыкальной программе или подкасте как таковом, а как о чем-то, что он не хотел определять и «помещать в рамки», – у него была свобода делать выбор на основе творчества, а не жанра или свода правил. Отсюда возникает ощущение, что в этой среде возможно больше. Если бы нам пришлось вывести из вышесказанного формулу то могло бы получиться что-то вроде этого: аутентичность + близость, или, может быть, [близость + аутентичность] X инновации.

Конечно, некоторые шаблонные форматы неминуемы, ведь начинают формируются как бы сами по себе по мере нашего развития. Это интервью и дискуссии (построенные на беседах), это новости и расследования (их можно назвать «рассказами»), это комедийные шоу и драмы (назовем их «вымыслом»). Список можно продолжать, но идея ясна и без того. Пока рынок широк, мы можем определить некоторые границы, которые разделяют жанры. Некоторые из них становятся смежными форматами, вроде интервью со звездами с глубоким раскрытием темы. Другие пытаются наработать «Serial-ный» статус, погружаясь в нераскрытые дела, когда репортер является неотъемлемой частью истории. Но все это приводит к следующему вопросу.

Что происходит, когда подкаст перестает быть бесплатным? Это рождает вопрос о том, чем же по сути являются подкасты. Жанром? Средой? Стилем создания аудио? Может быть всем сразу, это не столь важно. Подкаст – это слово. Радио по-прежнему остается радио, даже когда мы слушаем его наших телефонах или смарт-спикерах. Важен сам процесс, а технология – это все лишь средство, которое меняется с течением времени. И хотя мы не знаем какие технологии нам уготовит будущее, мы также не можем игнорировать тот факт, что в «посредник это и есть послание». Если статус подкастинга построен на идее открытости и посредник следует той же концепции, то, безусловно, они переплетены друг с другом настолько тесно, что упустив одно мы рискуем потерять весь смысл.

Внимание к этому было привлечено во время запуска сервиса с подпиской Lunimary с бесплатным приложением и целой кучей контента, доступного только за деньги. Это не модель freemium, где большая часть материала бесплатна, но за более длинные эпизоды, бонусный контент и эксклюзивы нужно платить. Это полноценный абонентский сервис с собственным приложением, которое агрегирует другие бесплатные шоу, хотят того производители или нет. Конечно, Luminary не первые, кто это делает. У Audible есть куча таких шоу, как и у Spotify и даже у BBC. Каждый вкладывает деньги в свои шоу. Хотя аккаунт на Spotify можно завести бесплатно, их контент обычно недоступен через RSS, поэтому для прослушивания вам нужно перейти в их приложение. Производя эксклюзивный контент, сервис ограничивает аудиторию, и, возможно, в этом и есть его идея. Spotify хочет быть целевым приложением. Их недавние инвестиции в покупку бизнеса по производству подкастов подтверждают это. Если вам нравится как выглядят шоу Audible, то вам придется либо заплатить за него, либо попытаться успеть прослушать весь контент за 30 дней пробной версии. Но все это поднимает вопрос «Что такое подкаст?». Шоу вроде «West Cork» или «Show and Tell» звучат как подкасты. Но может быть они – это что-то другое? Может это пэйкасты?

С демократической точки зрения подкасты должны быть свободными и использовать RSS (или технологию, которая придет на смену). В своем недавнем посте Дэйв Вайнер сказал то же самое.

Подкасты это каналы.

  • Если у него нет RSS-канала, это не подкаст #
  • Пожалуйста, если вы делаете подкаст, помните об этом. На самом деле это гораздо важнее, чем вы думаете.#
  • Пока существует RSS-канал для каждого подкаста, ни одна техническая компания, такая как Google, Apple, Amazon и т. д., не может владеть подкастингом. Он остается открытой платформой. Он и HTML / HTTP – это в значительной степени последние бастионы открытого интернета.#
  • Репортер сказал мне на днях, что он делал подкаст в 1990-х. – Невозможно, – сказал я. RSS появился в 1999 году, а функции подкастинга не были определены до 2001 года.#

Исходя из всего вышесказанного: платные шоу – это нечто иное. Тем не менее, сам факт того, что другие платформы признают влияние данной формы контента и хотят инвестировать в нее – отличная новость для индустрии аудио. 3 года я спорил с радио-сколярами, что подкасты – это не радио, но большинство из них и слушать не хотели. Сегодня они, кажется, согласны со мной и данные аргументы применимы и здесь. Большинство утверждает, платное и бесплатное – это одно и тоже и что ярлыки не имеют значения.

ИСТОЧНИК: Richard Berry

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Больше интересных новостей в нашем Telegram-канале. Подписывайся!

avatar
  Подписаться  
Уведомлять о